Письменное коммерческое предложение является неотъемлемой частью повседневной деятельности любого менеджера или специалиста по продажам. Данные документы, как правило, составляются для тех клиентов, которые уже выразили заинтересованность в приобретении конкретного товара или услуги, захотели получить больше информации о реализуемом продукте. Правильно составленное предложение поможет существенно повысить эффективность коммерческой деятельности, тогда как типовые ошибки при его написании могут существенно уменьшить количество потенциальных клиентов и партнеров. Причина такого явления заключается в сложности воздействия на потенциального покупателя, заказчика без личного контакта с ним.

Структура коммерческого предложения



В структуре коммерческого предложения следует выделить следующие составные элементы:
1) шапка, логотип компании – фирменный бланк, который размещается в верхней части каждой страницы документа;
2) регистрационные номера и адресная часть – в данном блоке проставляется дата и исходящий номер предложения, указываются его отправитель и адресат;
3) обращение и упоминание о поводе – данная структурная часть предполагает уважительное обращение к предполагаемым партнерам, напоминание о прошлых контактах или переговорах по вопросам приобретения товара, заказа услуги;
4) краткое описание потребностей клиента (на основании прежних контактов с ним), обоснование его потребности в приобретении продукта;
5) сами предложения, представленные кратко, четко, в деловом стиле (при необходимости подробных пояснений делаются ссылки на приложения);
6) список прилагаемых документов, в которых могут приводиться подробные разъяснения, технические характеристики, расчеты;
7) сумма затрат клиента с описанием его предполагаемых выгод и срок, в течение которого действительно предложение;
8) краткое описание преимуществ фирмы-продавца и назначение даты следующего контакта;
9) завершающие реквизиты – дата и подпись.

Особенности оформления предложения



Впечатление на клиента производит не только содержательная часть предложения, но и его оформление. Рекомендуется разбивать текст на короткие и средние абзацы, использовать выравнивание по ширине, нумеровать страницы, если их количество составляет более одной. Для написания лучше использовать шрифт стандартного размера, не злоупотреблять выделениями, курсивом, поскольку это осложняет восприятие. При наличии нескольких страниц в предложении рекомендуется равномерно распределять на них текст.