Инструкция
1
По нормам делового этикета недопустимы оскорбления, повышение голоса, суждения с ярко выраженной негативной оценкой действий коллеги, его квалификации, результатов его труда. Ненормативной лексике и вовсе место разве что в курилке - и то в качестве связки.В русском языке есть достаточно средств, позволяющих выразить недовольство так, что мало виновному не покажется, но при этом оставаясь в границах этики и взаимного уважения. И действуют они гораздо эффективнее.Подчиненный не только обязан соблюдать эти нормы, но и требовать их соблюдения начальством в отношении себя. К тем, кто придерживается этого правила, руководство относится с большим уважением, чем как к хамам, так и готовым безропотно сносить хамство шефа.
2
Особый случай - когда начальник дает поручение, выполнение которого не входит в прямые обязанности сотрудника. Здесь все зависит от ситуации. Во многих небольших компаниях все сотрудники-мужчины выполняют тяжелую физическую работу, которую больше некому сделать. Например, переставить при необходимости мебель в офисе. В этом случае отказаться - нанести пощечину общественному вкусу всего коллектива. Если же начальник участвует в этом наравне с подчиненными, он вызывает больше уважения. Но делать это его не заставишь, только как сам решит.Иной вариант - когда поручение позволяет расширить свои горизонты, дает опыт, с помощью которого можно подняться на ступеньку выше в профессиональном и карьерном плане. Отказываться здесь неразумно.
3
А вот если вы считаете поручение для себя унизительным, указывающим на ваш невысокий статус в глазах руководства, смело отказывайтесь. Вежливо, но твердо. Конечно, вряд ли шеф станет требовать от кого-то стирать его носки или мыть пол в офисе вместо уборщицы. Но и сопоставимых поручений немало.Если же шеф требует от вас откровенно противоправных действий, прежде чем их выполнять, стоит двадцать раз подумать. Стоит ли рисковать свободой ради зарплаты, которая всегда меньше, чем хотелось бы?Случаются и ситуации, когда босс - самодур, не желающий считаться с работниками. Лучший выход из них - найти другую работу с другим начальником.
4
В российских подразделениях западных компаний обычно принято обращаться друг к другу на «ты» и по имени. Это распространяется как на обращение начальника к подчиненному, так и наоборот. Для многих сотрудников этот вариант предпочтителен, но встречаются и такие, для которых более комфортно обращаться к руководству на «вы». Обычно этим людям идут навстречу.В российских компаниях такая практика тоже встречается. Но чаще в ходу взаимное «вы» или обращение на «ты» только со стороны начальства к подчиненным. В таких случаях оптимально придерживаться принятых в конкретной компании норм.
5
Сложная ситуация, когда начальник - ваш друг. Для начальника она непростая тоже. Нередки и случаи, когда на этом дружба заканчивается.Не стать из закадычных друзей заклятыми врагами поможет простое правило: дружба дружбой, а служба - службой. Деньги платят не за дружеские чувства, а за работу. Рассчитывать же на поблажки одному, а другому - на повышенное рвение на основании дружбы - не по-товарищески.