Что должен делать мерчендайзер
Распространено мнение, что мерчендайзеры просто расставляют товары в магазинах, и на этом их обязанности заканчиваются. На самом деле это не так. Люди, работающие на этой должности, должны не только расставлять товары, но также анализировать разные варианты их расположения на полках и выбирать наиболее подходящие способы. Их задача – оформить полки таким образом, чтобы покупатели отдавали предпочтение наиболее дорогим товарам и приобретали больше вещей.
Также в обязанности мерчендайзера входит проверка срока годности товаров и их упаковки. Если на полках оказался продукт в помятой или грязной упаковке, решить проблему должен именно этот сотрудник магазина. Если покупатели перемешали продукцию или переложили товар на полку, где его быть не должно, мерчендайзер должен привести все в порядок. Наконец, именно мерчендайзеры зачастую занимаются организацией рекламных кампаний.
Тонкости работы мерчендайзера
Начинающий мерчендайзер выполняет обязанности в «облегченном режиме». Ему не надо продумывать, как правильно разложить товары. Ему не приходится также выбирать вещи, которые нужно расставить на уровне глаз покупателей, чтобы увеличить уровень продаж. Такому сотруднику выдают планограммы, и он должен лишь правильно разложить вещи на полках, сверяясь со схемой. В течение дня мерчендайзеру также приходится наводить порядок в торговом зале, следить за тем, чтобы все товары и ценники лежали на своих местах, а при необходимости и приносить новые изделия для продажи.
Мерчендайзеры более высокого уровня выполняют и другую работу. В их обязанности входит анализ цен конкурентов и выбор наиболее удачной стоимости каждого продукта. Хороший мерчендайзер знает, что можно чуть занизить цену основного товара, но зато заработать на сопутствующих. Например, можно продать подешевле фотоаппарат, но при этом немного завысить цену на объектив, сумку, защитную пленку, товары для ухода за оптикой.
Рабочий день мерчендайзера включает в себя и контроль остатков каждого вида товаров на складе. Специалист должен позаботиться о том, чтобы изделия с истекающим сроком годности были проданы раньше всего, и чтобы ассортимент магазина пополнялся равномерно. Хороший мерчендайзер не допустит ни опустевших полок, ни переполнения склада.
Наконец, представителям этой профессии приходится выбирать и правильно располагать рекламные материалы. Они ищут место для проведения промо-акций, размещают рекламные стойки и плакаты, выкладывают товары на специальных полках так, чтобы покупатели не только обратили на них внимание, но и пожелали приобрести. Такая работа требует опыта, особых знаний, а также готовности действовать творчески.