В мировой литературе есть очень хороший пример, который помогает понять природу заикания. Алан Маршалл в книге "Я умею прыгать через лужи" описывает одну женщину, у которой был длинный и некрасивый волос на подбородке. Окружающие ее люди недоумевали, почему она не сбривает его. А все дело в том, что если бы она его сбрила, то признала бы факт его существования. Это потребовало бы смелости признать свой недостаток, встретиться с чем-то непривлекательным в себе.
Это сравнение позволяет понять один из аспектов заикания. Заикающийся (в подавляющем большинстве случаев) пытается скрыть свой недостаток, отрицать, отвергнуть его, бросить огромные усилия на то, чтобы никто не понял, что он заикается. Он постоянно борется со своим заиканием.
То есть заикающийся отрицает факт своего заикания. Также это проявляется и в том, что заикающийся во время речи прилагает много усилий, чтобы скрыть его.
Как будет вести себя человек, отрицающий факт существования своей руки? Он будет прятать руку, маскировать ее, он будет испытывать страх, что кто-то поймет, что он прячет, он будет постоянно обеспокоен. Чем больше он будет прятать свою руку, тем больше внимания он будет на нее обращать, тем страннее он будет выглядеть в глазах окружающих.
Схожее положение и с заиканием. Чем больше человек старается не заикаться, тем сильнее начинает напрягаться, что впоследствии усиливает заикание. Человек не может думать о чем-то беспредметно. Если он думает о том, чтобы дышать, это мысль о дыхании; если же он думает о том, чтобы не дышать, то это тоже мысль о дыхании. Если человек думает о своем заикании, это мысль о заикании, если же он думает о том, чтобы не заикаться, то это та же самая мысль. Также состояние заикания сильно заряжено эмоционально. Тревога, страхи и другие отрицательные эмоции сопровождают заикающегося человека.
Эти размышления приводят к некоторым очень интересным выводам. Самым важным, на мой взгляд, является тот, что с заиканием бесполезно бороться. Это только усиливает его. Я очень хочу не заикаться, но именно этим самым желанием я создаю и усиливаю заикание. Не правда ли парадоксально?
Вероятно, это играет одну из ключевых ролей в том, что у заикающегося человека после середины жизни речевые проблемы обычно начинает ослабевать. В этом возрасте просто уже сходят с непримиримой позиции, которая была раньше.
Если заикание болезненно воспринимается человеком, у него может возникнуть желание не говорить или говорить как можно меньше, т.е. не подвергать себя таким неприятным ощущениям. Он начинает уходить от самих ситуаций говорения, думать о том, как сказать меньше или вообще не сказать, замыкается в себе.
Этот феномен назван "парадоксом бревна" и описан В.Леви. Если бревно лежит на земле, то по нему очень легко пройти, если поднять его на метр, то пройти сложнее, если же на 20 метров, то неподготовленному человеку пройти просто невозможно. В последнем случае человек начинает думать о том, как не упасть. То есть он направляет свои усилия на мысли о падении, тем самым программируя и формируя те неловкие движения, которые и помешают пройти. Тот же механизм актуален и при заикании.
Видео по теме
Источники:
- Пути выхода из состояния заикания