Основой методики Лилии Зиновьевны Арутюнян является замедленная речь. На занятиях тренируется настолько медленный темп речи, что даже при изначально сильном заикании человеку невозможно запнуться.
Чтобы представить себе этот темп, нужно указать, что слог произносится в течение 2-3 секунд. Логопеды называют такую скорость произнесения «темпом подвига». И небезосновательно. Ведь на протяжении курса на таком темпе предполагается общение с людьми, в том числе, с незнакомыми в различных ситуациях: от вопросов на улице до устройства на работу.
Первоначально общение на таком темпе часто вызывает шок. Это разрывает годами сложившиеся шаблоны речевого поведения и помогает преодолеть желание скрыть факт заикания, которое эмоционально является одной из основных причин заикания. Именно страх признать заикание перед другими заставляет все больше и больше зажиматься, суетиться и, в конце концов, приводит к запинкам.
Также в методике требуется рассказывать людям о том, почему темп речи такой низкий. Например, ребята, проходящие курс течения, должны в новых ситуациях говорить, что они лечатся от заикания, поэтому говорят так медленно. Это тоже очень сложно, но и оказывает сильное целительное действие. Несколько выступлений перед незнакомыми аудиториями на медленном темпе кардинально меняют состояние. Устойчивое тревожное состояние заикания уступает место спокойствию и уверенности в своих речевых силах.
Регулярное общение на улице по различным вопросам и выступления на медленном темпе позволяют значительно ослабить негативные речевые и эмоциональные стереотипы, сопровождающие заикающегося, а во многих случаях полностью избавить от них. На таком темпе требуется пройти все значимые ситуации общения и пообщаться со всеми людьми из окружения много раз.
После прохождения на медленном темпе всех значимых ситуаций общения скорость речи начинает постепенно увеличиваться и в течение 5-7 месяцев доходит до обычной скорости речи окружающих людей.
Следующим важным элементом методики является движения пальцев рук, которые совершаются на каждом речевом участке специальным способом и служат, по своей сути, метрономом, благодаря которому можно удерживать нужный темп. Движения пальцев рук устанавливают дополнительные связи речи с двигательными зонами мозга, что позволяет перестроить сам ревой акт и выстроить дополнительную основу для речи. На поздних этапах методики движения пальцев рук минимизируются и постепенно устраняются.
Важно добавить, что методика Арутюнян базируется на постулате, что здоровая красивая речь не живет в напряженном теле, поэтому много внимания уделяется расслаблению, релаксации, тренировке речи как «осознанного выдоха».
Чтобы представить себе этот темп, нужно указать, что слог произносится в течение 2-3 секунд. Логопеды называют такую скорость произнесения «темпом подвига». И небезосновательно. Ведь на протяжении курса на таком темпе предполагается общение с людьми, в том числе, с незнакомыми в различных ситуациях: от вопросов на улице до устройства на работу.
Первоначально общение на таком темпе часто вызывает шок. Это разрывает годами сложившиеся шаблоны речевого поведения и помогает преодолеть желание скрыть факт заикания, которое эмоционально является одной из основных причин заикания. Именно страх признать заикание перед другими заставляет все больше и больше зажиматься, суетиться и, в конце концов, приводит к запинкам.
Также в методике требуется рассказывать людям о том, почему темп речи такой низкий. Например, ребята, проходящие курс течения, должны в новых ситуациях говорить, что они лечатся от заикания, поэтому говорят так медленно. Это тоже очень сложно, но и оказывает сильное целительное действие. Несколько выступлений перед незнакомыми аудиториями на медленном темпе кардинально меняют состояние. Устойчивое тревожное состояние заикания уступает место спокойствию и уверенности в своих речевых силах.
Регулярное общение на улице по различным вопросам и выступления на медленном темпе позволяют значительно ослабить негативные речевые и эмоциональные стереотипы, сопровождающие заикающегося, а во многих случаях полностью избавить от них. На таком темпе требуется пройти все значимые ситуации общения и пообщаться со всеми людьми из окружения много раз.
После прохождения на медленном темпе всех значимых ситуаций общения скорость речи начинает постепенно увеличиваться и в течение 5-7 месяцев доходит до обычной скорости речи окружающих людей.
Следующим важным элементом методики является движения пальцев рук, которые совершаются на каждом речевом участке специальным способом и служат, по своей сути, метрономом, благодаря которому можно удерживать нужный темп. Движения пальцев рук устанавливают дополнительные связи речи с двигательными зонами мозга, что позволяет перестроить сам ревой акт и выстроить дополнительную основу для речи. На поздних этапах методики движения пальцев рук минимизируются и постепенно устраняются.
Важно добавить, что методика Арутюнян базируется на постулате, что здоровая красивая речь не живет в напряженном теле, поэтому много внимания уделяется расслаблению, релаксации, тренировке речи как «осознанного выдоха».