Причины заикания условно делят на 3 большие группы: предрасполагающие факторы, неблагоприятные условия и собственно неблагоприятные причины.
Основным предрасполагающим фактором заикания у ребенка является генетическая предрасположенность и наличие у родителей нервных, инфекционных и соматических заболеваний, ослабляющих работу нервной системы. Огромное значение имеют психопатические особенности заикающегося: энурез, ночные страхи, раздражительность, агрессивность, эмоциональная напряженность. Возможно развитие заикания на фоне врожденной слабости речевого аппарата, которая является рецессивным признаком и передается по наследству. В этом случае заикание проявится только при сочетании генетической обусловленности и воздействия экзогенных факторов.
Поражение головного мозга может привести к появлению подобной проблемы. Происходит это под воздействием ряда вредных факторов и в различные периоды развития: внутриутробно головной мозг поражается от асфиксии, во время родов возможны травмы, постнатальные причины - инфекционные, обменные, травматические последствия детских заболеваний.
Среди неблагоприятных условий развития заикания выделяются возрастные особенности деятельности мозга. Функциональная ассиметрия работы головного мозга формируется к 5 годам. Его речевая функция созревает поздно и является очень хрупкой и ранимой. У мальчиков процесс ее созревания происходит медленнее, чем у девочек, что связано с неустойчивостью их нервной системы. Ускорение развития коммуникативной, познавательной и регулирующей функций происходит к 3-4 годам под влиянием общения со взрослыми, что проявляется повторением слогов и целых слов и имеет физиологический характер.
К заиканию могут привести: недостаток положительных эмоций и контактов между ребенком и взрослыми, отсутствие чувства ритма и недостаточное развитие моторики, психическая реактивность ребенка на фоне неполноценных отношений с окружающими.
К анатомо-физиологическим причинам относят энцефалопатии и их последствия, родовые травмы, сотрясение мозга, перенапряжение нервной системы в результате стресса, интоксикации, инфекционных и паразитарных заболеваний, поражающих речевой аппарат — тиф, корь, глисты, коклюш, а также метаболические нарушения - рахит, эндокринные болезни.
К психическим и социальным причинам относятся: одномоментная психическая травма — испуг или страх; травма, действующая длительно - неправильное семейное воспитание, избалованность, постоянные конфликтные ситуации в семье; нарушенное произношение звуков с детства, речь на вдохе, быстрая, нервная, невнятная речь родителей; чрезмерные речевые нагрузки, несоответствующие возрасту; подражание заикающимся.
Предрасполагающие факторы
Основным предрасполагающим фактором заикания у ребенка является генетическая предрасположенность и наличие у родителей нервных, инфекционных и соматических заболеваний, ослабляющих работу нервной системы. Огромное значение имеют психопатические особенности заикающегося: энурез, ночные страхи, раздражительность, агрессивность, эмоциональная напряженность. Возможно развитие заикания на фоне врожденной слабости речевого аппарата, которая является рецессивным признаком и передается по наследству. В этом случае заикание проявится только при сочетании генетической обусловленности и воздействия экзогенных факторов.
Поражение головного мозга может привести к появлению подобной проблемы. Происходит это под воздействием ряда вредных факторов и в различные периоды развития: внутриутробно головной мозг поражается от асфиксии, во время родов возможны травмы, постнатальные причины - инфекционные, обменные, травматические последствия детских заболеваний.
Неблагоприятные условия
Среди неблагоприятных условий развития заикания выделяются возрастные особенности деятельности мозга. Функциональная ассиметрия работы головного мозга формируется к 5 годам. Его речевая функция созревает поздно и является очень хрупкой и ранимой. У мальчиков процесс ее созревания происходит медленнее, чем у девочек, что связано с неустойчивостью их нервной системы. Ускорение развития коммуникативной, познавательной и регулирующей функций происходит к 3-4 годам под влиянием общения со взрослыми, что проявляется повторением слогов и целых слов и имеет физиологический характер.
К заиканию могут привести: недостаток положительных эмоций и контактов между ребенком и взрослыми, отсутствие чувства ритма и недостаточное развитие моторики, психическая реактивность ребенка на фоне неполноценных отношений с окружающими.
Неблагоприятные причины
К анатомо-физиологическим причинам относят энцефалопатии и их последствия, родовые травмы, сотрясение мозга, перенапряжение нервной системы в результате стресса, интоксикации, инфекционных и паразитарных заболеваний, поражающих речевой аппарат — тиф, корь, глисты, коклюш, а также метаболические нарушения - рахит, эндокринные болезни.
К психическим и социальным причинам относятся: одномоментная психическая травма — испуг или страх; травма, действующая длительно - неправильное семейное воспитание, избалованность, постоянные конфликтные ситуации в семье; нарушенное произношение звуков с детства, речь на вдохе, быстрая, нервная, невнятная речь родителей; чрезмерные речевые нагрузки, несоответствующие возрасту; подражание заикающимся.
Видео по теме