Руководители любого ранга не всегда обладают искусством критиковать - то есть корректно и по-деловому, поэтому во время эмоциональной вспышки могут перейти границы деловой этики. Как правило, они совершают три главные ошибки при критике подчиненных.
Первая ошибка — публичная критика
Иногда руководитель считает, что самое главное — сделать вам внушение на глазах у коллег. Тогда, мол, лучше запомнится, и другие заодно послушают. В такой ситуации чувствуешь себя как на публичной казни и руководить своими эмоциями очень сложно.
Главное здесь — удержаться от агрессии и прямого противоборства, потому что это только подольет масла в огонь. Если вы ошиблись, спокойно признайте свою ошибку и предложите руководителю обсудить ситуацию лично с вами, поскольку остальных это не касается. Этим вы подчеркнете чувство собственного достоинства, которое важно сохранять в любой ситуации, а также убережете босса от неловкости: возможно, он не знает каких-то нюансов, и если это обнаружится, то он покажет некомпетентность перед всем коллективом. А это может вызвать еще больший негатив по отношению к вам.
Вторая ошибка - переход на личности
Самая болезненная реакция у человека возникает, когда начинают говорить о его личных качествах. Поэтому если руководитель во время разговора перешагнул эту тонкую грань между критикой и оскорблением, вы можете испытать эмоциональный шок.
Примените простой способ: сделайте глубокий вдох и досчитайте до десяти. Помните, что оскорбленный человек может впасть в две крайности: агрессию или самоуничижение. Спокойный человек способен перевести разговор в шутку и предложить от его личности перейти к обсуждению сложившейся ситуации. Лучше не показывать, что вас глубоко задели слова босса — это ставит вас в уязвимую позицию.
Третья ошибка — излишняя эмоциональность
Если вам «повезло» работать под началом эмоционального руководителя, во время вспышки его гнева не пытайтесь приводить никаких аргументов — сейчас это просто бесполезно. Пусть остынет, успокоится, потом разговор можно будет продолжить.
Будьте спокойны в любом случае, однако не стоит слишком явно показывать боссу свою снисходительность — это в свою очередь оскорбит его чувства и приведет к еще большей вспышке. Добивайтесь, чтобы разговор шел в русле конкретики, а не в расплывчатых выражениях об отношении к работе.
Главное, что нужно понять — вы можете предвидеть поведение босса, а значит, можете противостоять неконструктивной критике и легко найдете с ним общий язык.