Датчик давления – это прибор, измеряющий давление в шинах и сообщающий владельцу авто о том, соответствует ли давление норме или есть отклонения.
Устанавливается такой датчик на автомобиль как опция. На ряде машин (зачастую они относятся к премиум-классу) эта опция включена в базовую комплектацию. Система в электронной версии может еще обозначаться аббревиатурой TPMS. На английском языке обозначает фразу tire pressure monitoring system. А на русском – СКДШ (система контроля давления в шинах).
Средняя стоимость комплекта датчика для установки на авто варьируется от 2 до 10 тыс. рублей. Эта стоимость установки на каждое колесо отдельно.
Кстати, датчики как опцию в обязательном порядке для повышения безопасности на дорогах устанавливают на все авто в ряде европейских и азиатских государств и в Соединенных Штатах Америки.
Технические особенности устройства
Датчик крепится непосредственно на диск колеса, под поверхность покрышки.
Составляющие устройства:
- управляющий блок;
- дисплей жидкокристаллический;
- антенна для приема информации;
- прибор контроля уровня давления.
Каждый передатчик направляет в управляющий блок свой сигнал.
У него довольно сложное устройство, он состоит из нескольких деталей:
- температурный термометр;
- прибор, измеряющий давление воздуха;
- электронный блок, управляющий частотой измерений;
- батарея аккумуляторная;
- антенна, связывающая все эти детали с блоком управления.
Принцип действия
Измерительный прибор следует крепить вместо заводского вентиля. Только в этом положении он будет собирать данные о давлении с ежеминутной периодичностью.
Аккумуляторы у оригинальных встраиваемых вовнутрь колеса запчастей очень длительного действия, производители заложили возможность работать датчикам без замены батареек в течение 8-10 лет. Как только срок подходит, датчик просто заменяется на новый. Именно поэтому рекомендуется приобретать только новые, неиспользованные датчики давления в шинах, а не бывшие в употреблении.
В роли антенны, принимающей сведения с колес, можно настроить элемент центрального автомобильного замка. Однако возможна и установка отдельного приемника для считывания импульсов с каждого колеса. Данный приемник устанавливается внутри колесной арки. Последнее решение позволяет контролировать состояние каждого колеса и демонстрировать все показатели на ЖК-экране, установленном внутри салона машины.
Как понимает управляющий блок, что параметры в норме? Каждый полученный показатель мини-компьютер сравнивает полученную информацию с запрограммированными заводскими параметрами. Таким образом, если давление упало, управляющий блок сообщить об этом сигналом контрольной лампы, на некоторых устройствах дополнительно подается звуковой сигнал.
Однако на конкретное колесо, в котором произошло отклонение от нормы, прибор все же не укажет. Поэтому водителю самому придется воспользоваться тестером и выяснить, какое из четырех колос сдувается. Таков принцип работы бюджетной версии датчика измерения давления шин.
В более продвинутых установках контроль производится проще. Четыре антенны передают сведения на приборную панель, сообщая владельцу о проблеме и указывая источник поломки – конкретную шину.
Дополнительно пользователю демонстрируется информация о показателях накачки в том или ином колесе, которая обновляется в реальном времени.
Типы датчиков
1. Простые и примитивные – навесные. Это небольшие колпачки, оборудованные цветовым маячком. Они вкручиваются снаружи вместо вентиля для подкачки шины. Если внутри колеса давление понизится до двух атмосфер и меньше, то цвет маячка обретет желтый окрас. Если упадет до одной атмосферы, то станет красным. Возвращение к зеленому индикатору возможно, если показатель давления повысится до двух и более атмосфер, то есть придет в норму.
Чем хорош данный датчик
- бюджетная цена;
- легкость в монтаже;
- не требует установки антенны;
- не нуждается в комплекте блока управления, поэтому не требуется его настройка.
В чем его недостаток? Низкая информативность. Чтобы понять, какой сигнал подает датчик, придется поставить автомобиль на парковку, выйти из машины и произвести визуальный осмотр колес. Во время езды данный бюджетный датчик просто не работает. Однако в состоянии покоя авто нагнуться и глянуть на цвет колпачка гораздо легче, чем каждый раз откручивать и прикручивать манометр к колесам.
2. Радиодатчики. Считаются более прогрессивным, а значит и удобным видом. Ставятся на диски, крепятся хомутиками или заменяют заводской вентиль шины. Дополнительно устанавливается в автомобиль блок электронных элементов, в который входят антенна, управляющее устройство и дисплей. Вариант довольно надежный, безотказный и гарантирующий безопасность. Ведь он измеряет показатели даже на скорости 120 км/ч, точность данных – до 0,01 атмосферы. Не придется держать в голове норму – заводские показатели, чтобы понять, что колесо спускает. Система сама все помнит и предупреждает о проблеме.
Более того, на полном ходу понять, что колесо пробило, не всегда удается (особенно когда повреждена задняя шина). Радиодатчик в этом случае становится лучшим спасателем.
Система блока управления приходит в рабочее состояние приема сигнала, только если зажигание включено. В остальных случаях происходит переход в спящий режим, что продляет срок службы мини-аккумуляторов датчиков. Блок управления получает электроэнергию от обычных батареек, которые легко заменить, как только они сядут.
3. Существуют современные приборы TPMS, которые обмениваются сигналом при помощи Bluetooth. В чем их преимущество? Не требуется дополнительное оборудование. А данные, поступающие с антенн на шинах по Bluetooth, транслируются в специальное приложение на смартфон владельца. Этот вид контроля позволяет следить не только за одним автомобилем, но и за другими машинами, оснащенными подобными датчиками.
Преимущества второй и третьей систем – в высокой точности измерения. Главный недостаток – довольно высокая цена, она стартует от 10 тыс. рублей и выше.
4. Встроенные системы. Автопроизводители внедряют новые технологии и давно уже научились монтировать датчики внутрь шины в районе вентиля. Это заводская комплектация, и она очень удобна. Принцип действия у нее, как у приборов их пункта 2.
Если ставить систему TPMS в автосервисе, то необходимо провести балансировку, ведь датчик имеет значительный вес и приводит к дисбалансу колес. Преимущества внутренних приборов в том, что они хорошо защищены от любого воздействия извне. Им не страшны ни снег, ни влага, ни грязь, ни вандализм хулиганов. Современные электронные приборы к тому же измеряют не только давление, но еще и температуру воздуха внутри шин, а еще сообщают о возможностях ускорения машины.
Недостаток – в несъемных аккумуляторах, которые в случае износа меняются только вместе с датчиком. Еще один недочет – при возникновении необходимости срочного ремонта колеса пенный герметик использовать запрещено, т.к. он выведет прибор из строя. Сезонная замена резины тоже может спровоцировать поломку датчика, поэтому требует профессиональной аккуратности мастеров при шиномонтаже.
Внедрение и использование приборов контроля давления в колесах – не дань моде, а жизненная необходимость. Это страховка от аварийных ситуаций при проколе колеса, безопасность езды, продление срока службы резины и экономия топлива.