Эффект Прэтфелла
При желании кому-то понравиться человек неизбежно стремится показать себя с лучшей стороны, подчеркнуть достоинства и спрятать недостатки. Однако психологи утверждают, что такое «позерство» может произвести обратный эффект. А вот демонстрация своей уязвимости как раз повышает уровень эмпатии. Разумеется, таким приемом следует пользоваться умеренно и с определенными людьми.
В качестве подтверждения данной теории специалисты приводят случаи выступления лекторов перед аудиторией. Так немного волнующийся преподаватель с живой речью и открытый для диалога со студентами вызывает намного больше уважения и внимания, чем уверенный в себе и важно расхаживающий профессор.
Эффект Пигмалиона
Все невозможное возможно! И это не строка из песни. По мнению психологов, человеку следует ставить для себя цели, которые на порядок выше реально достижимых. Тогда мотивация будет сильнее и лучше производительность.
К такому выводу специалисты пришли в процессе исследований работы небольших компаний. Наибольшего успеха достигли коллективы, чьи лидеры ставили, казалось бы, нереальные задачи.
Парадокс выбора
Какой магазин вы выберите: с большим или ограниченным ассортиментом продукции? Конечно, большинство остановится на первом варианте. А вот психологи Шина Айенгар и Марк Леппер сделали обратный вывод. Они провели эксперимент, в ходе которого гурманам было предложено выбрать одну баночку сначала из 6 видов джема, а потом из 24 видов. В результате, первая группа людей осталась довольна в 30%, а вторая – только в 3%.
Получается, чем меньше вариантов выбора у человека, тем тверже решение и приятнее ощущение от его принятия. Поэтому стоит сразу исключать наиболее слабые и неубедительные пункты.
Эффект свидетеля
Когда человек нуждается в срочной помощи, то окажет ее, вероятнее всего, случайный прохожий, а не толпа. И психология объясняет это довольно просто, вспоминая евангельскую притчу о добром самарянине. Если у какого-то происшествия более пяти свидетелей, включается так называемое «смешение ответственности», или «пусть помогут другие». Именно этим объясняется равнодушие мегаполисов.
Поэтому при возникновении сложной ситуации необходимо обращаться адресно, к определенному человеку, а не ко всем сразу.
Spotlight Effect
Современные люди трепетно относятся к тому, как выглядят и что носят. Они убеждены, что находятся в центре внимания, а потому должны выглядеть достойно. Однако психологи привязывают этот фактор только к публичным персонам. В повседневности нас окружают люди, глубоко погруженные в свои проблемы и размышления. Фокус их внимания направлен вовнутрь, и они просто не замечают очевидные явления, поэтому не стоит ежедневно тратить много времени и сил на создание неповторимого образа. Лучше потратить энергию на созидание и решение необходимых задач.