Итак, 10 способов «завалить» собеседование:
1. Опоздать.
Кандидаты, совершающие эту ошибку, делятся на две категории: те, кто предупреждает звонком о своем возможном опоздании, и те, кто не считает нужным это делать. В глазах работодателя или его представителя, кандидаты первой категории – люди воспитанные, знакомые с требованием делового этикета, не желающие расходовать чужое время впустую. Но они не умеют планировать свой день, предвидеть возникновение определенных обстоятельств - соответственно, их личная эффективность не может быть высока.
Вывод: уважительной причиной для опоздания может являться только гибель или получение тяжких телесных повреждений! Все остальное – дорожные пробки, затянувшийся визит к стоматологу, неумение быстро отыскать адрес работодателя и т.д. – это дополнительные основания не брать такого кандидата на работу.
Кандидаты второй категории, то есть, те, кто опоздал и не предупредил об этом заранее, воспринимаются еще хуже. В глазах работодателя, это люди невоспитанные, непунктуальные, не умеющие планировать время, не уважающие компанию и ее сотрудников, не заинтересованные в получении данной работы.
Вывод: его не сложно сделать, не так ли? Работу такой кандидат вряд ли получит, особенно, если на вакансию открыт конкурс.
2. Неподобающе одеться.
В настоящее время одежда – это не защита организма от воздействий окружающей среды. Это определенный язык, с помощью которого мы транслируем миру информацию о себе. По мнению большинства ученых, первое впечатление складывается за 0,7% секунды, а окончательно формируется за 15 -20 секунд. Образ, создаваемый с помощью одежды и аксессуаров, должен соответствовать должности, на которую вы претендуете.
То, что для вас является естественным и нормальным, может быть воспринято работодателем негативно. Например: - Вы все утро собирали помидоры на своем приусадебном участке, не успели переодеться и явились на собеседование в дачном наряде. Желаемая должность – менеджер по продажам.
Выводы работодателя:
- Кандидат очень мало зарабатывал на прежнем месте, у него нет средств на покупку приличной одежды; он не является успешным специалистом.
- Кандидат не считает необходимым позаботиться о свое внешнем виде, собираясь на собеседование: значит, он не ценит компанию и не заинтересован в трудоустройстве.
- Кандидат способен являться в таком виде и на встречи с потенциальными клиентами компании; он дискредитирует компанию – работодателя в глазах клиентов.
- Вы извлекли из шкафа и надели все лучшее и ценное, что удалось приобрести за последние годы: дорогой фирменный костюм, норковую шубу в пол, бриллиантовый гарнитур и стильные часы. Порадовались своему отражению и отправились на собеседование. Желаемая должность – продавец – консультант в престижном мебельном салоне.
Выводы работодателя:
- Кандидат является очень обеспеченным человеком, значит, не будет заинтересован в выполнении плана и повышении процентов от объема продаж. Очевидная цель трудоустройства – общение, возможность «выгуливать» свои наряды, удовлетворять коммуникативные потребности.
- Данный кандидат внесет раздор в наш устоявшийся, дружный женский коллектив. Зависть – это фактор, разрушающий отношения, а этому кандидату будут завидовать все!
- Вы решили отправиться на собеседование в своем обычном костюме и обуви «на каждый день», не приведя их в надлежащий вид. В общественном транспорте вам несколько раз наступили на ногу и оторвали пуговицу от пиджака. Желаемая должность – главный бухгалтер.
Выводы работодателя:
- Кандидат выглядит очень неопрятно: мятый костюм, оторванные пуговицы, грязная обувь. Весьма вероятно, что и в работе он не отличается аккуратностью. Значит, нас ждут ошибки в документах, не вовремя сданные отчеты, проблемы с налоговой.
- Кандидат не понимает, как должен выглядеть главбух нашей солидной компании.
- Вероятно, кандидат слишком высоко оценивает себя как специалиста, если он счел возможным игнорировать требования дресс - кода. Значит, будет претендовать на высокую зарплату.
Таким образом, мы видим: маленькая оплошность со стороны кандидата рождает массу негативных выводов о нем со стороны работодателя. Об этом следует помнить.
3. Не уметь слушать и говорить своевременно.
Техника ведения переговоров (а собеседование – это и есть переговоры) заслуживает отдельной статьи, и я не стану подробно раскрывать здесь эту тему. В рамках данного материала подчеркну лишь основные моменты.
Если кандидат большую часть времени молчит, на вопросы отвечает сжато, односложно, работодатель делает следующие выводы:
- Кандидат что-то скрывает, утаивает информацию, «себе на уме».
- Кандидат – интровертированный, замкнутый человек, с ним будет некомфортно работать.
- Кандидат полон скрытых комплексов и личностных проблем; такие сотрудники нам в компании не нужны.
Если кандидат говорит много, с излишними подробностями, «уходит в дебри», слишком часто употребляет местоимение «я», работодатель может решить следующее:
- Кандидат думает лишь о себе, сосредоточен только на своих интересах и желаниях.
- Кандидат пытается манипулировать мною с помощью техники НЛП, уводит в сторону от прямого вопроса.
- Кандидат не в меру разговорчив и не слишком, видимо, умен.
Самый очевидный вывод, который следует сделать соискателю, заключается в следующем: навыки активного слушания и ведения переговоров – это верные помощники не только в процессе прохождения собеседования, но и вообще в жизни.
4. Не знать о компании – нанимателе.
Данную ошибку совершают в основном те кандидаты, которые размещают свои резюме веерным способом. Соответственно, и предложения они получают из самых разнообразных компаний.
Зачастую, получив несколько приглашений, кандидаты начинают ходить на собеседования, рассчитывая только на удачу и везение, заявляя о своих требованиях и пожеланиях и при этом совершенно ничего не зная о нанимателе, о его потребностях и проблемах. Это – в корне неверный подход, обреченный на провал.
Если кандидат не может аргументировать свой выбор и ответить на вопрос, почему его заинтересовала именно эта компания, работодатель делает следующие выводы:
- Соискателю совершенно не важно, где работать. Его волнуют только собственные интересы.
- Если в настоящее время, век СМИ и интернета, кандидат не нашел возможности узнать о компании – значит, его способности далеки от высоких.
- Вероятно, кандидат не рассматривает нашу вакансию серьезно, пришел на собеседование просто так, попытать удачу – а вдруг возьмут?
Если так случилось, что вам действительно удалось узнать о компании –нанимателе очень мало, но вы все равно решили попробовать свои силы на собеседовании, следует взять инициативу в свои руки и попросить рекрутера рассказать о данной организации. Этим вы продемонстрируете заинтересованность и в компании, и в вакансии. Но, естественно, лучше всего подготовиться заранее и четко представлять, в какой организации вы собираетесь трудиться.
5. Не уметь презентовать себя.
Данная ошибка напрямую связана с предыдущей. Если вы ничего не знаете о компании – нанимателе, о том, какие она ставит задачи, в решении каких проблем нуждается больше всего, вам будет очень сложно доказать, что именно вы – тот человек, который необходим этой организации.
Искусство самопрезентации сложно само по себе, без привязки к работодателю. Между излишней похвальбой и чрезмерной скромностью –тонкая грань, ее следует уметь находить. А на собеседовании важно не просто подчеркнуть свои сильные стороны, но и показать, как они помогут продвинуть компанию – работодателя.
Любая коммерческая организация, независимо от форм собственности, создается и функционирует для получения прибыли. Возможно, существуют и другие, более высокие цели, как правило, они отражены в миссии и ценностях компании, но прибыль - это основная цель коммерческой деятельности. Все задачи, сложности, проблемные зоны организации, ведущие к снижению прибыли, решаемые с помощью наемного персонала, в конечном счете, должны быть устранены. Ваша задача – показать, что именно вы способны это сделать.
Во время собеседования у работодателя не должно остаться сомнений в ваших способностях и возможностях. Иначе, он сделает один – единственный вывод: «Данный кандидат нам не подходит!»
6. «Провалиться» на кейсах и тестах.
Кейсы, то есть ситуационные задачи, а также различные тесты, раскрывающие личность кандидата, весьма популярны в HR –сфере. В больших компаниях они уже давно стали частью структурированного интервью с соискателем.
К прохождению данных заданий следует готовиться также серьезно, как и остальным этапам собеседования. В нынешнее время достаточно много подобной информации в открытом доступе; можно приобрести специальные книги, пособия, потренироваться в on-line тестировании.
Если кандидат проходит кейс с отрицательными результатами (что может быть обусловлено только эффектом неожиданности и волнением), работодатель делает выводы о его низкой профессиональной пригодности. Естественно, такому соискателю будет отказано в приеме на работу.
7. Не уметь произвести выгодное впечатление.
По мнению многих авторитетных авторов, 55% коммуникации передается на визуальном уровне. Имеют значение жесты (руки), положение ног, положение тела в пространстве, мимика (выражение лица), зрительный контакт, межличностная дистанция, внешний вид в целом.
Акустическая часть коммуникации состоит, в свою очередь, из темпа речи, тембра голоса, артикуляции, интонирования, сложности употребляемых речевых оборотов.
Большая ошибка – не учитывать все эти факторы. Если вы с уверенностью рассказываете о своих достижениях на прежнем месте работы, но голос, поза, жесты и мимика противоречат смыслу слов, работодатель сделает единственный вывод: «Не верю!»
8. Бояться, продемонстрировать отсутствие стрессоустойчивости.
Не секрет – для большинства кандидатов прохождение собеседования – это сильный стресс. Естественно, если вы не обладаете сильной психологической устойчивостью, то показать себя в наилучшем свете будет крайне затруднительно. А работодатель, заметив ваше волнение, может усомниться либо в правдивости ваших ответов, либо вообще в вашей потенциальной возможности справиться с предстоящей работой.
Что же поможет вам продемонстрировать стрессоустойчивость?
- Во-первых, тренировки: прежде чем проходить собеседование в компании, которая действительно вас интересует, следует потренироваться либо со знакомым HR-ром, либо с персональным карьерным коучем. Если такой возможности нет, пройдите несколько собеседований в менее интересных для вас компаниях. Хотя этот способ я рекомендую в крайних случаях. Не имея реального желания трудоустроиться в эти компании, вы просто расхищаете время их сотрудников, а это не очень этично.
- Во-вторых, самонастрой: создать правильный настой на спокойствие, уверенность и победу помогут самые разные методики, от правильного дыхания до визуализаций.
- В – третьих, если вы не в состоянии справиться с сильным волнением, можно принять легкое седативное средство. Главное – чтобы оно не сказалось на скорости ваших реакций и на качестве мышления.
9. Не задать «правильные» вопросы.
Зачастую, ответив на вопросы рекрутера, кандидат радостно переводит дух и торопится побыстрее покинуть кабинет, тогда как следовало бы расслабиться и начать задавать свои вопросы. Во-первых, таким образом можно действительно получить важную, значимую информацию о компании и своей возможной должности. Во-вторых, произвести дополнительное нужное впечатление.
Какие вопросы следует считать «правильными?» Те, которые продемонстрируют вашу компетентность в вопросах трудоустройства и нацеленность на результативную работу. Например:
- Каким образом происходит оформление работка в этой организации? По трудовому договору, по трудовой книжке, как - то еще? (Возможна регистрация работка в качестве индивидуального предпринимателя, заключение с ним гражданско-правового договора и т.д.) - Какова длительность испытательного срока? - Каких результатов ожидает работодатель по истечении испытательного срока? - На основании каких критериев складывается оплата труда, от чего она зависит? - Сколько человек окажется у вас в подчинении, если вы претендуете на руководящую должность? И т.д.
Неправильные вопросы:
- об отпуске; - о больничных; - об отгулах; - о льготах, компенсациях и т.д.
Безусловно, этой информацией также необходимо владеть, но концентрироваться исключительно на таких вопросах недопустимо, так как они сформируют у работодателя негативные представления о вас. Правильнее будет задать их потом, в отделе кадров.
10. Не подготовить рекомендации и рекомендателей.
Если ваша кандидатура заинтересовала работодателя, вполне естественно, что он захочет получить рекомендации о вас с прежних мест работы. По моему опыту, многие соискатели затрудняются предоставить рекомендации и данные рекомендателей. Это большая ошибка, как и предоставление ложных сведений.
Рекрутеры и HR-ры всегда проверяют качество рекомендации и задают множество «каверзных» вопросов о кандидате. Поэтому сотрудник, от которого вы ждете положительных рекомендаций о себе, должен быть хорошо подготовлен к предстоящей беседе.
В этом вам может помочь знакомый HR – специалист или персональный карьерный коуч.
Итак, мы рассмотрели 10 верных способов «завалить» собеседование. Не совершайте эти ошибки, и ваши шансы на занятие интересующей вакансии существенно повысятся!
Елена Тригуб