Этапу разработки ассортимента должны предшествовать маркетинговые исследования. Их задачей должно стать выявление конкурентов и анализ представленного у них ассортимента. Далее необходимо проанализировать потенциальных потребителей и определить их предпочтения. Стоит отметить, что потребительское поведение необходимо анализировать постоянно и на основании изменений в нем осуществлять коррективы в ассортименте.
Перед тем как приступить к формированию ассортимента для продуктового магазина, необходимо определиться с ключевыми его параметрами. Товарный ассортимент характеризуется такими характеристиками, как ширина, глубина и высота.
Первое, что необходимо сделать при разработке ассортимента - определиться с его шириной. Она представляет из себя количество ассортиментных групп в совокупном объеме. Особенности выделения товарных групп будут зависеть от формата торговой точки и ее специфики. Понятно, что ширина ассортимента в гипермаркете и небольшом магазине у дома существенно отличается.
Например, в большинстве небольших магазинов формата у дома выделяют такие товарные группы как молочные, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, чай и кофе, полуфабрикаты и замороженные продукты, сыры и колбасы, алкогольная продукция, овощи и фрукты. А если магазин узкоспециализированный, то товарные группы будут отличаться. Например, в мясном магазине можно выделить такие подразделы как сырое мясо, полуфабрикаты, готовая еда, колбасы, консервы и пр.
Ширина ассортимента должна определяться на основании анализа ассортимента конкурентов. Нужно стремиться найти собственную нишу и предлагать уникальный товар, т.к. конкурировать с крупными гипермаркетами и супермаркетами по ценовым параметрам будет достаточно проблематично. Так можно сделать акцент в ассортименте на продажах здорового питания, органических продуктов или деликатесов.
После того как вы определитесь с шириной ассортимента, необходимо начать наполнение товарами каждой товарной группы. Количество изделий в каждой товарной группе называется глубиной. Считается, что оптимально включать в ассортимент продукцию, которая будет ориентирована на различные сегмент покупателей и включать продукцию эконом-класса, товары из среднеценовой категории и из премиум-сегмента. Преобладание тех или иных продуктов будет зависеть от стратегии позиционирования магазина и его месторасположения. Стоимость товаров в продуктовых группах будет определять высоту ассортимента.
Важными параметрами, характеризующими эффективность ассортимента является его подвижность и актуальность. Они отражают способность ассортимента изменяться для наилучшего соответствия потребностям покупателей и востребованность ими ключевых ассортиментных позиций. Например, в последнее время растет популярность среди покупателей к здоровому питанию, поэтому магазины расширяют ассортимент кисломолочной продукции, овощей и фруктов.
С другой стороны, ассортимент продуктового магазина должен отличаться стабильностью, т.е. в нем неизменно должны быть представлены товары, которые пользуются спросом.
На основании представлений об оптимальной глубине и ширине магазина создается ассортиментная матрица. Она включает необходимый перечень продаваемых товаров, который удовлетворяет потребностям покупателей. Минимальный перечень продаваемой продукции составляет ассортиментный минимум, который постоянно должен присутствовать в магазине.
Для того чтобы магазин приносил прибыль, ассортимент должен формироваться в соответствии с известным правилом АВС. Согласно ему, группа товаров А составляют наиболее популярные и востребованные продукты. На них приходится 20% ассортиментного ряда, но они приносят до 80% прибыли. Именно они должны гарантированно присутствовать в магазине в нужном объеме. Товары из групп В и С необходимы в ассортименте, в первую очередь, для поддержания оптимальной ширины.
Ширина и глубина ассортимента
Перед тем как приступить к формированию ассортимента для продуктового магазина, необходимо определиться с ключевыми его параметрами. Товарный ассортимент характеризуется такими характеристиками, как ширина, глубина и высота.
Первое, что необходимо сделать при разработке ассортимента - определиться с его шириной. Она представляет из себя количество ассортиментных групп в совокупном объеме. Особенности выделения товарных групп будут зависеть от формата торговой точки и ее специфики. Понятно, что ширина ассортимента в гипермаркете и небольшом магазине у дома существенно отличается.
Например, в большинстве небольших магазинов формата у дома выделяют такие товарные группы как молочные, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, чай и кофе, полуфабрикаты и замороженные продукты, сыры и колбасы, алкогольная продукция, овощи и фрукты. А если магазин узкоспециализированный, то товарные группы будут отличаться. Например, в мясном магазине можно выделить такие подразделы как сырое мясо, полуфабрикаты, готовая еда, колбасы, консервы и пр.
Ширина ассортимента должна определяться на основании анализа ассортимента конкурентов. Нужно стремиться найти собственную нишу и предлагать уникальный товар, т.к. конкурировать с крупными гипермаркетами и супермаркетами по ценовым параметрам будет достаточно проблематично. Так можно сделать акцент в ассортименте на продажах здорового питания, органических продуктов или деликатесов.
После того как вы определитесь с шириной ассортимента, необходимо начать наполнение товарами каждой товарной группы. Количество изделий в каждой товарной группе называется глубиной. Считается, что оптимально включать в ассортимент продукцию, которая будет ориентирована на различные сегмент покупателей и включать продукцию эконом-класса, товары из среднеценовой категории и из премиум-сегмента. Преобладание тех или иных продуктов будет зависеть от стратегии позиционирования магазина и его месторасположения. Стоимость товаров в продуктовых группах будет определять высоту ассортимента.
Характеристики эффективного ассортимента
Важными параметрами, характеризующими эффективность ассортимента является его подвижность и актуальность. Они отражают способность ассортимента изменяться для наилучшего соответствия потребностям покупателей и востребованность ими ключевых ассортиментных позиций. Например, в последнее время растет популярность среди покупателей к здоровому питанию, поэтому магазины расширяют ассортимент кисломолочной продукции, овощей и фруктов.
С другой стороны, ассортимент продуктового магазина должен отличаться стабильностью, т.е. в нем неизменно должны быть представлены товары, которые пользуются спросом.
На основании представлений об оптимальной глубине и ширине магазина создается ассортиментная матрица. Она включает необходимый перечень продаваемых товаров, который удовлетворяет потребностям покупателей. Минимальный перечень продаваемой продукции составляет ассортиментный минимум, который постоянно должен присутствовать в магазине.
Для того чтобы магазин приносил прибыль, ассортимент должен формироваться в соответствии с известным правилом АВС. Согласно ему, группа товаров А составляют наиболее популярные и востребованные продукты. На них приходится 20% ассортиментного ряда, но они приносят до 80% прибыли. Именно они должны гарантированно присутствовать в магазине в нужном объеме. Товары из групп В и С необходимы в ассортименте, в первую очередь, для поддержания оптимальной ширины.