Правила проведения инвентаризации
В обязательном порядке инвентаризацию нужно проводить в следующих случаях:
- перед предстоящим составлением годовой отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при реорганизации фирмы;
- в случае стихийного бедствия, пожара и т.п.;
- при выявлении фактов порчи имущества или хищения.
Инвентаризация производится с обязательным присутствием материально ответственных лиц. До начала инвентаризации они должны предоставить расписки, что все поступившие материальные ценности оприходованы, расходные и приходные документы отправлены в бухгалтерию, выбывшие материальные ценности списаны. Перед началом инвентаризации основных средств желательно проверять учетные документы. Это могут быть описи, инвентарные книги и другие регистры. Проверяются также документы на основные средства и технические паспорта оборудования.
Ошибки в ведении учетных документов, выявленные в ходе инвентаризации, включаются в инвентаризационную опись. Сведения по объектам, не принятым на учет, также отражаются в ней. По зданиям указывается их назначение, число этажей, год постройки, основные материалы, из которых они построены. По мостам – размеры, местонахождение, использованные материалы. По дорогам – их тип, протяженность, ширина полотна и материал покрытия. По фактическому техническому состоянию определяется износ основных средств, данные об этом также вносятся в инвентаризационную опись. Если основное средство переоборудовано, восстановлено и в связи с этим изменило свое первичное назначение, в опись такой объект попадает уже с новым наименованием.
Отдельная опись составляется на основные средства, которые невозможно использовать и восстановить для полезного использования. В такой описи указывается время, когда объект был введен в эксплуатацию, и причины, из-за которых он стал непригодным – полный износ, порча и так далее. Еще одна опись составляется на основные средства, которые арендованы организацией и находятся на ответственном хранении. Затем выполняется инвентаризация материальных ценностей, не являющихся основными средствами. Это могут быть расходные материалы, товары для реализации и т.п.
Пересдача и недосдача
Материальные ценности, не отраженные в реестрах и обнаруженные в ходе проверки, вносятся в инвентаризационную опись по текущей рыночной стоимости. На них составляется приходный ордер, и учитываются прочие доходы.
Если каких-то материальных ценностей не хватает, фиксируется факт недосдачи. Ее можно отразить двумя способами:
- если виновное лицо не выявлено – во внереализационных расходах;
- если виновное лицо выявлено, также во внереализационных расходах, но с одновременным отражением возвращенной недосдачи.