Опись имущества как документ отражения финансового состояния
Главной целью составления описи имущества является защита прав собственника на случай непредвиденных или трагических обстоятельств, а также для охраны наследственных прав в случае оформления наследства. Опись имущества составляется нотариусом в соответствии со специально разработанными методическими рекомендациями. Опись производится при участии заинтересованных лиц, пожелавших присутствовать, и также при наличии минимум двух незаинтересованных свидетелей.
В описи обязательно должны быть отражены следующие данные:
- личные данные участвующего нотариуса, а именно фамилия, имя, отчество, дата и номер документа, подтверждающего назначение на должность нотариуса, и название выдавшего документ государственного органа;
- дата поступления заявки о необходимости составления описи;
- дата проведения описи;
- сведения и лицах, принимающих участие в описи – о заинтересованных участниках и о свидетелях;
- личные данные владельца имущества;
- причина оформления описи;
- отражение факта наличия или отсутствия опечатывания имущества до прибытия нотариуса для составления описи;
- подробная характеристика имущества.
Особенности оформления описи имущества
Характеристика каждого предмета должна быть очень подробной. Она включает размер, вес, цвет, сорт, марку, год выпуска, для описания денежных купюр – номинал и стоимость по курсу. Также указывается стоимость каждого предмета с учетом процента износки. Стоимость определяется с согласованием с участниками описи, предусматривается привлечение специалистов оценки. Помимо движимого, недвижимого имущества, ценных, бытовых и хозяйственных предметов, личных вещей и предметов обихода, предметов творческой и профессиональной деятельности, в понятие имущества также входят ценные бумаги, финансовые активы, доли в уставных капиталах, договоры о сделках и т.д.
Если процесс составления описи прерывается, помещение с имуществом каждый раз подлежит опечатыванию и опломбированию с отражением этих данных в акте описи. Для идентификации каждого предмета имущества используется маркирование списков или инвентарные номера. Акт описи составляется не менее, чем в трех экземплярах. Все экземпляры подписываются нотариусов, заинтересованными лицами и свидетелями.