Структура политической речи



Любой политический текст должен иметь смысловую нагрузку и четко обозначенные цели, которые политик хочет достигнуть в результате выступления. Предварительно нужно четко определить тематику выступления и не отступать от нее.

Подготовка политической речи сопровождается детальным анализом аудитории, без этого невозможно добиться эффективных коммуникаций. Необходимо понять настрой людей, их нужды и потребности, чего они ожидают от политика.

Политтехнологи рекомендуют строить выступление по следующему плану. Первоначально установить контакт с аудиторией, сделать это можно демонстрацией общности проблем и интересов. Это важно, так как успех речи во многом зависит от эмоционального взаимодействия оратора и слушателей. Затем должна следовать общая обрисовка проблемного поля, а также обоснование ее важности для аудитории. Люди должны осознать, что они несут личный урон от того, что проблема существует. Желательно аргументировать эту позицию, привести факты, цифры, взятые из надежных, авторитетных источников.

Затем необходимо предложить свои варианты решения проблемы, а также сравнить их со способами, предложенными оппонентами. Политик должен доказать, что обладает необходимым опытом и компетенциями для реализации указанных шагов. Таким образом, аудитории должны стать явно понятны преимущества позиции оратора. В заключении стоит обрисовать модель будущего, а также донести до аудитории ее личные выгоды от решения проблемы. Картина идеального будущего - апофеоз выступления. В завершении стоит мотивировать аудиторию к каким-либо действиям.

Такой принцип построения будет способствовать убеждению аудитории в правильности курса политика, а также привлечь нейтральных слушателей.

Некоторые специалисты полагают, что структура текста, а также оптимальное расположение ключевой аргументации будет зависеть от типа аудитории. Так, если она настроена критично к политику, то стоит вначале завоевать ее доверие и согласиться с ценностями. В какой-то момент нужно перейти к контраргументации и высказать сомнения в правильности рассуждений аудитории. В этом случае ключевая информация должна содержаться в конце. При незнакомой аудитории рекомендуется постепенное наращивание аргументации. А для лояльной аудитории самое интересное и важное лучше вынести в начало речи.

Требования к политическому тексту



Стиль политической речи должен соответствовать ряду требований. В их числе лаконичность изложения, доходчивость и доступность, жанровое многообразие, эмоциональная окрашенность.

Текст должен быть читабельным. Основные принципы читабельности: простота предложений (оно должно включать не больше одной мысли); сочетаемость предложений разной длины (например, длинное - короткое - очень короткое); длина предложения не должна превышать 20 слов.

В процессе написания политической речи необходимо учитывать ее звуковую составляющую. Так, более выразительными воспринимаются тексты, в которых используются звуковые повторы (аллитерация). Особенно важны они в лозунгах и призывах к действию. Примером служит лозунг «Вся власть Советам», который ярко звучит за счет присутствия в каждом слове звуков «в» и «с». Некоторые звуки могут придавать тексту особую эмоциональную окраску. Так, звуки «р» ассоциируются с угрозой, «м» и «л» - умиротворение, «у» - уныние.

Способы манипулирования массовым восприятием



Политики часто прибегают к приемам манипулирования массового восприятия. В их числе использование неопределенных глаголов, которые не указывают прямо на то, что необходимо сделать для решения проблемы. Например, «вам известна моя позиция по данному вопросу». Каждый слушатель аудитории может вложить свой собственный смысл в это высказывание. Двусмысленные фразы часто используют и для борьбы с конкурентами. Например, «стоит ли напоминать, к чему привела политика правящей партии».

Второй часто используемый прием - использование обобщений для возникновения чувства сопричастности. Например, «я, как и вы вышел из самых низов», «для каждого из нас эта проблема чрезвычайно важна». Также для формирования общность с аудиторией рекомендуется применять обезличенные предложения. Например, «лишь немногие, придя к власти, продолжили исполнять волю народа».

Также часто политики пользуются предложением мнимых альтернатив. Например, «проголосовать можно в любое удобное время - утром или вечером». Аудитория начинает задумываться об удобном времени для голосования, а не о том, что можно и вовсе не пойти на выборы, т.к. эта альтернатива не была предложена. Излюбленным приемом является использование противопоставлений («Голосуй или проиграешь!»).