Причиной появления заикания в детстве часто называют испуг. Например, заикание появляется после того, как ребенка напугала собака или произошло что-то травмирующее.
Однако, испуг может быть спусковым механизмом, но он не является достаточным условием для появления и закрепления заикания. Накладывается и суммируется несколько факторов, сплетаются несколько ниточек, завязываются узелки из негативных чувств и убеждений, которые и проводят к появлению этого состояния.
Проследим общую, схематичную историю возникновения заикания.
Например, ребенок беззаботно играет с другими детьми, или спокойно идет, держа за руку свою маму, или с любопытством, как это свойственно многим детям, исследует окружающий мир. И вдруг происходит что-то, что показывает ему мир совсем с другой стороны. Это может быть испуг от страшной собаки или любая другая травма. Что происходит в сознании ребенка?
Рушится привычная и безопасная картина мира. Например, эта ситуация может заставить его прийти к выводу, что мир может быть не только добр к нему, что нельзя просто так беззаботно играть и выражать все свои импульсы и т.д.
Конечно, здесь не идет речь о том, что ребенок, хорошенько подумав, почесав в голове, приходит к этому выводу. Это происходит эмоционально и бессознательно, автоматически.
Появляется первая ниточка – убеждение, что нельзя просто беззаботно жить, это может быть опасно и болезненно. Пропадает доверие к "доброму" миру. Нужно как-то защищаться, быть в постоянном напряжении, ведь жить небезопасно.
Возможно, после этого в речи ребенка может появиться что-то необычное. Дома начинают обращать на это внимание. Возможно, если ребенку не хватало внимания - ему это понравится. Это вторая ниточка. Теперь в этом "плохом" появилось что-то "хорошее", и это "хорошее" важно и его теперь нужно удерживать.
Что же происходит дальше?
Возможно, в группе его обсмеют товарищи. Или это произойдет позднее в школе. Если это повторится несколько раз, то ребенок подумает, что с ним что-то не так. Ребенок станет обращать постоянное внимание на свою речь. Это третья ниточка – ощущение, что "со мной что-то не так", я хуже других.
Если у ребенка не будет получаться достичь каких-то своих целей, то, возможно, он будет ругать и осуждать себя и свое заикание, которое постепенно может становиться в его сознании причиной многих неудач. Вот четвертая ниточка.
Наша ситуация условна и лишь иллюстрирует, как одни переживания, перетекая в другие, вызывают противоречивый клубок страхов и негативных убеждений. И только грамотные родители способны своей любовью к ребенку не дать развиться негативным состояниям.
Однако, испуг может быть спусковым механизмом, но он не является достаточным условием для появления и закрепления заикания. Накладывается и суммируется несколько факторов, сплетаются несколько ниточек, завязываются узелки из негативных чувств и убеждений, которые и проводят к появлению этого состояния.
Проследим общую, схематичную историю возникновения заикания.
Например, ребенок беззаботно играет с другими детьми, или спокойно идет, держа за руку свою маму, или с любопытством, как это свойственно многим детям, исследует окружающий мир. И вдруг происходит что-то, что показывает ему мир совсем с другой стороны. Это может быть испуг от страшной собаки или любая другая травма. Что происходит в сознании ребенка?
Рушится привычная и безопасная картина мира. Например, эта ситуация может заставить его прийти к выводу, что мир может быть не только добр к нему, что нельзя просто так беззаботно играть и выражать все свои импульсы и т.д.
Конечно, здесь не идет речь о том, что ребенок, хорошенько подумав, почесав в голове, приходит к этому выводу. Это происходит эмоционально и бессознательно, автоматически.
Появляется первая ниточка – убеждение, что нельзя просто беззаботно жить, это может быть опасно и болезненно. Пропадает доверие к "доброму" миру. Нужно как-то защищаться, быть в постоянном напряжении, ведь жить небезопасно.
Возможно, после этого в речи ребенка может появиться что-то необычное. Дома начинают обращать на это внимание. Возможно, если ребенку не хватало внимания - ему это понравится. Это вторая ниточка. Теперь в этом "плохом" появилось что-то "хорошее", и это "хорошее" важно и его теперь нужно удерживать.
Что же происходит дальше?
Возможно, в группе его обсмеют товарищи. Или это произойдет позднее в школе. Если это повторится несколько раз, то ребенок подумает, что с ним что-то не так. Ребенок станет обращать постоянное внимание на свою речь. Это третья ниточка – ощущение, что "со мной что-то не так", я хуже других.
Если у ребенка не будет получаться достичь каких-то своих целей, то, возможно, он будет ругать и осуждать себя и свое заикание, которое постепенно может становиться в его сознании причиной многих неудач. Вот четвертая ниточка.
Наша ситуация условна и лишь иллюстрирует, как одни переживания, перетекая в другие, вызывают противоречивый клубок страхов и негативных убеждений. И только грамотные родители способны своей любовью к ребенку не дать развиться негативным состояниям.
Источники:
- Пути выхода из состояния заикания