Вполне разумно предположить, что полноценное художественное произведение типа «Война и мир» наверняка вам еще не по плечу. Поэтому стоит обратить свои усилия на попытку написать сценарий. Сценарий пишется легче, чем роман или детектив, но при этом имеет специфический формат и обладает набором особых правил, которые следует обязательно знать. Итак, пишем сценарий фильма. Да-да, мелочиться не будем. Сценарий корпоратива или дня рождения – это удел неудачников. Мы займемся созданием полнометражного игрового фильма. А вдруг купит Голливуд? Хотя, впрочем, если «Коламбия Пикчерз» будет долго думать, наш сценарий не пропадет – его можно легко переделать под сценарий свадьбы лучшего друга, потому что все сценарии вообще-то пишутся по одним и тем же правилам.
Идея и персонажи
Учебники по кинодраматургии обычно советуют начать с общей задумки всей истории, то есть с идеи. Однако идея – это слишком глобальная категория. К тому же в голове талантливого человека всегда роится сотня-другая идей. Как среди этого множества выбрать одну - единственную? Выход есть. Опытные сценаристы советуют начинать с персонажей. Придумайте главного героя. Думайте о нем, наделяйте его положительными и отрицательными качествами. Сделайте так, чтобы он стал по-настоящему живым персонажем. Если это получится, то вы не успеете заметить, как он сам завяжет отношения с другими персонажами – рядом с ним появится очаровательная героиня, а вслед за этим не заставит себя ждать и появление злодея. Отношения между героями завяжутся, заплетутся, появятся второстепенные персонажи, возникнут конфликты, возможности их решения, а там недалеко и до возникновения главного – общей идеи фильма.
Структура
Конечно, вы – большой талант, но при изложении материала не стоит изобретать велосипед. Даже такие экспериментаторы кинематографа, как Феллини и Тарантино, желая написать сценарий, вынуждены были в свое время придерживаться давно (еще в античные времена) изобретенных стандартов. Стандарты сценария – это структура из трех актов: завязка, развитие сюжета и кульминация и, наконец, развязка. Завязка (или вступление) не должна занимать больше 10-15% от всего объема сценария. Задача вступления – познакомить зрителя с главными героями и озвучить их основные желания и стремления, а также описать первоначальные проблемы, в которые они попали. Большая часть всего материала ляжет во вторую часть сценария – здесь развернется основной ход событий. Будут возникать новые проблемы, появляться новые герои вплоть до того момента, когда эмоциональное напряжение зрелища достигнет своего максимума. Нет, максимум – это не конец. Это кульминация. Как правило, кульминация приходится на участок, очень близкий к финалу. Чаще всего – это либо раскрытие самого большого заговора, либо момент разоблачения шпиона, либо возвращение ему потерянной памяти. Но необходимо оставить немного места и для развязки, то есть описания логического завершения приключений главного героя и некоторых философских выводов относительно всей истории.
Забрасывание удочек
Казалось бы, сценарий подошел к концу. Но вы ведь не просто так решили его написать – сценарий нужно продать! Сумейте завершить историю неким намеком на возможное продолжение, ведь продюсеры так любят сиквелы…