Инструкция
1
Программу концерта, где выступает один коллектив, обычно составляет руководитель. Его задача – показать ансамбль и солистов в наиболее выгодном свете. Задача сценариста – придумать интересный ход, который помогал бы решить эту задачу. Например, можно пригласить зрителей отправиться в кругосветное путешествие, и остановкой будет танец или песня, созданные в определенной стране. Можно представить эпоху, показать музыкальные инструменты того времени и рассказать о них. Главное – чтобы у зрителя или слушателя сложилось цельное впечатление о предмете разговора.
2
Расставьте номера в нужном вам порядок – например, по времени создания. Учтите несколько моментов. Если в нескольких танцах заняты одни и те же исполнители, им надо дать возможность отдохнуть и переодеться. Это же касается и других жанров. Например, вокалист может спеть две-три песни, а затем, после выступления инструменталиста, вернуться на сцену. Роль ведущего в подобных концертах скромна – он может рассказать об эпохе или стране, а потом в основном объявляет выступающих. Однако в любом случае в сценарии необходимо пометить смену освещения, перестановку фонограммы и т.п.
3
Довольно велика роль сценариста в организации сборного концерта, которую на актерском арго нередко называют «солянкой». Такие концерты нередко приурочены к каким-либо общепринятым праздникам, юбилеям, выпускным вечерам. Определите направленность концерта и его целевую аудиторию. Выпускной вечер в школе или университете будет отличаться от юбилея предприятия, на котором ожидается присутствие большого количества ветеранов. Новогодний концерт не должен быть похож на тот, что проводится в День независимости, хотя некоторые номера и могут быть одинаковыми. Классической музыке, народным и бальным танцам можно найти место в любом сборном концерте. С современными музыкальными направлениями, цирковыми номерами, инсценировками нужно быть осторожными.
4
Подумайте, сколько у вас будет отделений. Обычно бывает одно или два. Как правило, первое – торжественное, а второе проходит в более свободной форме. Для торжественной части подойдут выступление хора, литературно-музыкальная композиция, инсценировка. Расставьте номера в определенном порядке, стараясь чередовать жанры. Если торжественная часть предполагает награждения или поздравления, вставьте эти эпизоды между номерами.
5
Красивое окончание концерта не менее важно, чем удачное начало. Зритель запоминает именно концовку, и она представляет собой кульминацию. Нередко последний номер исполняют все участники, и это – известный, но очень удачный вариант. В любом случае постарайтесь завершить программу чем-то эффектным.
6
Решите, кто будет вести программу. Это могут быть просто ведущие или какие-либо персонажи. Во втором случае укажите, какие костюмы и реквизит вам необходимы. Слова ведущего могут быть как в стихах, так и в прозе. Стихи лучше подобрать профессиональные. Если ничего по теме нет, напишите обычный грамотный прозаический текст. Помните, что хорошая проза лучше, чем плохие стихи. Если программу ведет персонаж, текст должен соответствовать его характеру.
7
Распределите паузы. Укажите, чем заняты зрители перед началом концерта. Они могут, например, смотреть выставку, участвовать в лотерее и игровых программах. В сценарии отметьте, кто именно отвечает за эти моменты и какой реквизит необходим. Паузы могут быть и в самой программе, в особенности если он длинный. Зрители в это время не покидают своих мест, но они могут поиграть с каким-то персонажем, провести конкурс песен или частушек и т.д. В любом случае такие паузы должны быть интерактивными.
Полезный совет
В конце сценария укажите, какое оборудование вам понадобится, как будет выглядеть оформление сцены, что и кому нужно заказать. Если вам нужна фонограмма на начало или окончание, не забудьте написать и это. Распечатайте сценарий в нескольких экземплярах. Один можно повесить, например, на дверь, которая ведет из артистической на сцену. По нему будут ориентироваться актеры и рабочие сцены. Ведущие могут положить текст в красивые папки, с которыми не стыдно выйти на сцену. Свои экземпляры есть у звукооператора и осветителя.