Для того чтобы сформировать правильную речь у ребёнка, следует приложить немало усилий. А от эффективности речевого развития школьников младших классов напрямую зависят их дальнейшие успехи в освоении знаний по предметам средней и старшей школы.
Правильное произнесение звуков русского языка, верное употребление в речи сходных звуков (с-ш, с-з, л-р, ж-ш, б-п и др.), произношение сложных слов в соответствии с нормами орфоэпии достигается самыми разнообразными упражнениями.
Звуки речи имеют важное значение, ведь дети с недостатками произношения зачастую становятся робкими, замкнутыми, стеснительными, а порой, наоборот, агрессивными. Такие дети с трудом овладевают грамотой, смысл слов для них сопряжён с трудностями для восприятия.
Во избежание этого ребёнку можно предлагать разного рода упражнения, из которых следует, что смешение звуков устной речи может привести к искажению слов: плот-плод, жар-шар, том-дом, рок-рог, порок-порог, суп-зуб, почка-бочка. В каждом конкретном случае следует обращать внимание ребёнка на то, что лексическое значение слова может сильно разниться при замене единственной буквы.
Ещё одним бесспорно хорошим методом формирования речевых навыков у детей являются скороговорки:
- Маше каша надоела, Маша кашу не доела, Маша кашу доедай, маме не надоедай.
- Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла, Мыла Мила не любила, Мила мыло уронила.
- Заместо рубахи не носите брюк вы, вместо свеклы не попросите брюквы, а цифру всегда отличите от буквы? и различите ли ясень и бук вы?
Произнесение скороговорки должно быть сначала медленным, затем в среднем темпе и, наконец, в быстром. Скороговорка "Клара у Карла украла кларнет" может произноситься с разной скоростью, интонацией, вариативным тембром голоса.
Дикция школьников очень хорошо формируется при помощи скороговорок, тем более запоминание у младшеклассников развито хорошо. Следует принуждать детей к быстрому прочтению скороговорок, но таким образом, чтобы они не "проглатывали" отдельные звуки.
В игровой форме можно предложить найти ребёнку ошибку в записанной на доске или тетради фразе. Например, Лентяй лежит на раскладушке и грызёт при этом шушки (сушки); На виду у детворы крысу красят маляры (крышу). Поиск ребёнком неправильно вставленной буквы раззадоривает его, прививает навыки внимательности, скорочтения, любви к родному языку.
В случае групповых занятий детям можно предлагать вариант, когда взрослый (родитель или учитель) произносит основную часть фразы, а дети должны хором завершить её: Где обедал, воробей? В зоопарке, у ... (зверей).
Очень важную роль играет правильность постановки ударений в словах. Детям можно предлагать самые разные слова, где они будут должны правильно поставить ударение. Затем ребёнку разъясняется лексическое значение слова, объясняется важность употребления слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Дети с нарушениями речевой функции, вызванной разного рода патологией в организме (например, распространённое заикание), нуждаются в своевременной помощи со стороны логопеда, к ним обязательно нужен индивидуальный подход.