Инструкция
1
Для правильной коррекции речи малыша стоит в первую очередь научить его различать звуки, выделяя из них конкретный звук «л». Затем нужно обязательно сформировать комплекс артикуляционных упражнений, выполняя которые, ребенок учится правильно произносить звуки, и эти артикуляционные упражнения могут различаться, в зависимости от того, какие ошибки ребенок допускает в произношении.
2
Если звук «л» ребенок заменяет звуком «й», причина ошибки состоит в неправильном положении языка – вместо того, чтобы подняться к нёбу, он остается внизу. Научите ребенка удерживать за зубами кончик языка, прижимать его к верхним зубам и верхнему нёбу, поднимая заднюю часть спинки языка, а переднюю часть опуская.
3
Если же вместо правильной буквы ребенок произносит «у», это значит, что проблема звукообразования кроется не в языке, а в неправильном положении губ. Ребенок в данном случае должен научиться не вытягивать губы трубочкой вперед, произнося звук «л». Потренируйтесь вместе с ребенком произносить нужную букву перед зеркалом, повторяя слог «ла» и следя за тем, чтобы губы были неподвижными.
4
В случае, когда «л» заменяется звуком «ы», кончик языка остается опущенным, а задняя часть спинки языка – поднятой. Вы можете корректировать такое произношение так же, как в случае замены нужного звука на «й».
5
Если же звук «л» заменен на «в», язык ребенка вообще остается неподвижным, а в звукообразовании участвует нижняя губа, которая касается верхних зубов. Для исправления этой ошибки нужно приучить ребенка не подключать нижнюю губу к произношению буквы «л» - научите ребенка по команде опускать нижнюю губу и удерживать ее в опущенном положении несколько секунд, а затем поднимать обратно к верхней губе. С опущенной губой ребенок должен тренироваться касаться верхних зубов кончиком языка.
6
Когда задняя часть языка ребенка при произношении «л» касается верхнего нёба, а кончик языка не принимает участия в речи, вместо буквы «л» ребенок произносит «г». Дайте ребенку несколько упражнений, которые помогут ему понять, что языком нужно касаться не задней части нёба, а верхней точки передних резцов.
7
Ребенок должен попробовать произнести звук «ы», удерживая кончик языка за верхними зубами. Полученный звук будет напоминать «л». Затем попросите ребенка произнести многократно звук «ыа», делая звукоизвлечение резким. После этого ребенок должен зажать язык между зубов и повторить тот же самый звук, чтобы привыкнуть к получившемуся «ла».
8
Также для постановки правильного звука «л» можно использовать скороговорки, в которых этот звук встречается часто. Произносить скороговорки можно медленно, но при этом четко проговаривая все слоги.
Обратите внимание
Расслабленным язычком ребенок делает с голосом лакательные движения – получается бл-бл-бл. Когда звук поставлен и ребенок может легко, без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести нужный звук, нужно переходить к автоматизации звука и закрепить его с помощью слогов, слов и фраз. Закрепить звук в речи сложнее, чем поставить, потребуется постоянный контроль над произношением.
Полезный совет
• Учить правильно произносить звук [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль. • Продолжать учить выделять звук [л] из потока других звуков. • Развивать внимание, память, мелкую моторику. ОБОРУДОВАНИЕ: профиль артикуляции звуков Л, картинки с изображением артикуляционных упражнений, предметные картинки, баночки из – под витаминов для развития дыхания. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент. Давайте сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились? 2. Знакомство с темой.