Инструкция
1
Любые логопедические занятия должны проводиться при позитивном настрое, это должна быть понятная ребенку игра, которая ему нравится.
2
Начинайте с разминки для губ и языка. Ребенок должен научиться управлять своим артикуляционным аппаратом , чтобы выговаривать правильно все звуки. Для подготовки к произнесению звука "ж" сделайте с ребенком следующие упражнения:
1) распластать язык, положив его на нижнюю губу и слегка высунув (язычок отдыхает, похож на блинчик)
2) Распластать язык не на губе, а на нижних зубах и покусать передний и боковые края языка
3) Представить, что на верхней губе - варенье, и надо его слизнуть движением языка сверху внутрь, к себе.
4) Делать из языка "чашечку" или "ковшик".
5) Направлять струю воздуха на какой-то предмет (ватный шарик или кусочек бумажки) так, чтобы он двигался.
3
После этого предложите ребенку подуть, удерживая язык в форме "чашечки" - так вы сможете вызвать звук "ш", а звук "ж" произносится так же, но с участием голоса.
4
Произнесите с ребенком различные слоги: ЖА, ЖЖИ, ЖО, ЖУ, ЖДА, ЖНА, ЖГУ. Затем (лучше использовать при этом соответствующие игрушки или картинки) произнесите различные слова, имеющие звук "ж": жаба, лыжи, желудь, жук.
5
Разучите с ребенком различные стишки для отработки звука "ж", например:Жук, увидев журавля,
Зажужжал: "Куда же я?
Я, пожалуй, погожу,
Под журналом полежу!"- Пожалйуста, можно пирожное?
- Пожалуйста, можно мороженое?
- А вы что желаете?
- Мне пирожок,
Желе, буженину и с джемом рожок!
6
Чтобы различать звуки "ж" и "з", произнесите следующие двустишия:Я ушла из ЗАЛА,
Туфелька мне ЖАЛА!За столом нельзя ЗЕВАТЬ -
Будет некогда ЖЕВАТЬ!
7
Чтобы различать звуки "ж" и "ш", ребенок должен освоить, например, такие стишки:Среди картонных КРЫШЕК
Сидел котенок РЫЖИК.Вот от часиков ПРУЖИНКА,
Легонькая, как ПУШИНКА.Сшили ежику штанишки,
Шьем жилетку для зайчишки,
Медвежатам шьем пижаму.
Может, сшить жакет для мамы?