Инструкция
1
У взрослого человека повышенный тонус мышц глотки и языка сохранялся годами, поэтому для перетяжки мышц потребуется довольно-таки длительная и монотонная работа. Консультация логопеда при этом – совершенно не лишнее, поскольку он поможет подобрать индивидуальный набор словосочетаний, фраз и скороговорок для тренировки речи.
2
3
Произнося слова, где вы шепелявите, обратите внимание на положение языка: он не должен ни высовываться за пределы зубов, ни находиться между ними. Правильное его положение при произнесении звука «с» – чуть позади передних зубов.
4
По любому учебнику русского языка или книге по логопедии изучите особенности артикуляции звуков.
5
Сверьтесь перед зеркалом, в чем именно положение ваших органов речи при произнесении трудных для вас звуков отличается от правильного, и исправьте.
6
Отрабатывайте произношение сначала мысленно, потом шепотом, затем – громко.
7
Делайте упражнения для языка. Для картавых (чтобы натренировать подъем языка и укрепить мышцы его кончика).- «Чистка зубов»: изобразите широкую улыбку и кончиком языка пройдитесь сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем – по нижним. Двигайте кончиком языка из стороны в сторону, касаясь и передних и боковых зубов (челюсть неподвижна). Темп вначале медленный, затем, ускоряйте – и так чередуйте.
- «Лошадка»: изобразите широкую улыбку и, аналогично тому, как цокает лошадь копытами, учитесь цокать языком, добиваясь именно щелканья, но не чмоканья. Не допускайте подворачивания языка внутрь.
- «Лошадка»: изобразите широкую улыбку и, аналогично тому, как цокает лошадь копытами, учитесь цокать языком, добиваясь именно щелканья, но не чмоканья. Не допускайте подворачивания языка внутрь.
8
Для шепелявых (чтобы добиться расслабленного языка).- «Непослушный язык». Чуть приоткрыв рот, выдвигаете и кладете язык на нижнюю губу. Затем, шлепая по языку губами, произносите «ля-ля-ля». При этом следите, чтобы язык обязательно касался уголков рта, а нижняя губа не подворачивалась.
- «Облизывание»: чуть приоткрыв рот, делайте передним краем языка облизывающие движения верхней губы сверху вниз. Это упражнение для придания языку формы «чашечки» при произношении шипящих звуков. Работайте только языком, нижняя челюсть – неподвижна.
- «Облизывание»: чуть приоткрыв рот, делайте передним краем языка облизывающие движения верхней губы сверху вниз. Это упражнение для придания языку формы «чашечки» при произношении шипящих звуков. Работайте только языком, нижняя челюсть – неподвижна.
9
В том случае если вы – сами себе доктор и решили обойтись вовсе без логопеда, то при подборке речевого материала руководствуйтесь основными принципами автоматизации звуков:- добейтесь четкого закрепления звуков в изолированном звучании, лучше нараспев;
- затем, в отдельных слогах, словах и коротких фразах;
- потом – в сложных словах, содержащих сочетание согласных, более сложных фразах, скороговорках. Не переходите от одного этапа к другому, не добившись стойких хороших результатов.
- затем, в отдельных слогах, словах и коротких фразах;
- потом – в сложных словах, содержащих сочетание согласных, более сложных фразах, скороговорках. Не переходите от одного этапа к другому, не добившись стойких хороших результатов.
10
Используйте голосовую запись своих упражнений для проверки степени отчетливости и правильности произношения.
11
Дефект речи – это вовсе не признак индивидуальности, как многие пытаются представить. Где-то это недочеты родителей, но где-то и ваша собственная лень. Думать, что речевой дефект может служить чуть ли не украшением – означает, по меньшей мере, синдром Наполеона. Если дефект речи можно исправить, то вполне очевидно, что это нужно сделать, особенно, если он мешает вам жить и в чем-то ущемляет.
Обратите внимание
Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом самопроизвольно, без специального обучения в семье или у педагога-логопеда. Однако так бывает не всегда. Речевые дефекты с возрастом нередко закрепляются.Раннее обучение речи более эффективно, но процесс преодоления речевых нарушений труден и продолжителен.
Полезный совет
В процессе произнесения речи участвует много разных органов: центры головного мозга (например, речевые) и выходящие из него нервные пути, мышцы лица и языка, а также дыхательные мышцы. Когда она неразборчива, невнятна и непонятна, то в этом случае говорят о нарушении речи. Существует много разных дефектов речи, например, неспособность правильно произносить некоторые буквы, заикание, немота.
Источники:
- дефекты речи у взрослых