Какая мебель подлежит списанию?
Каждый предмет мебели имеет инвентарный номер. Это может быть отдельный номер для дорогостоящего предмета, или же один номер для группы предметов, имеющих небольшую стоимость. Как правило, один раз в год на предприятии проводится инвентаризация, то есть проверка имеющийся в наличии мебели, сравнение фактического количества мебели с заявленной в инвентарной описи. Инвентарную опись предоставляет бухгалтер предприятия, который и проводит инвентаризацию.
Средний срок службы современной мебели составляет 5 лет. По прошествии этого времени мебель может быть списана с баланса предприятия. Также списанию подлежит мебель, пришедшая в негодность из-за нарушения условий эксплуатации. Кроме того, мебель имеет гарантийный срок службы, по окончании которого также может быть списана, если на то найдутся веские основания.
Этап первый: создание комиссии и составление протокола.
Для списания мебели руководитель предприятия специальным приказом назначает комиссию. Такая комиссия назначается обычно на срок до 1 года. Эта комиссия проводит заседание, на котором рассматривается вопрос о списании мебели. В подтверждение заседания комиссии составляется протокол. В протоколе заседания комиссии по выбытию основных средств обязательно указывается:
- полное наименование предприятия;
- председатель и состав комиссии;
- повестка дня: списание финансовых активов;
- перечень инвентаря предприятия на списание с указанием инвентарных номеров, количества;
- результаты голосования: количество голосов за, количество голосов против, единогласно и т. д.;
- постановление комиссии.
Под внесенными в документ данными каждый из членов комиссии обязательно ставит личную подпись.
Кроме протокола заседания комиссии в пакет документов на списание мебели входит дефектный акт, акт на списание нефинансовых активов и акт оценки.
Этап второй: составление дефектного акта.
В дефектном акте также указывается полное наименование предприятия, фамилия и инициалы руководителя предприятия, состав комиссии, наименование основных средств, представленных на списание, а также причины списания. К таким причинам можно отнести дефекты, возникшие в процессе длительной эксплуатации:
- деформация металлического каркаса;
- необратимое воздействие коррозии на металлические элементы мебели;
- растрескивание, расслоение, вздутие, деформация деревянных частей мебели;
- выгорание, обветшание ткани обивки мебели;
- образование разрывов, потертостей;
- образование не удаляемых пятен на деревянных, металлических деталях мебели, а также на ткани обивки мягкой мебели;
- вмятины, свойлачивание набивного материала;
- сколы, царапины, трещины рабочей поверхности;
- утеря эстетических свойств;
- изнашивание крепежной фурнитуры, дверных петель, дефекты шиповых соединений, растрескивание деревянных шкантов, расшатывание узловых соединений и т. д.
Этап третий: составление акта оценки.
Также должен быть составлен акт оценки основных средств, в котором отражается информация о полученных в результате утилизации отходах, способных принести предприятию доход. Речь идет в большинстве случаев о щепе и металлоломе. В акте указывается количество полученных материалов, их цена и общая стоимость.
Этап четвертый: акт о списании нематериальных активов.
В акте о списании нематериальных активов, который составляется на бланке установленного образца, указывается:
- наименование представленных на списание основных средств,
- инвентарный номер,
- год введения в эксплуатацию,
- количество месяцев эксплуатации,
- количество единиц основных средств,
- балансовая стоимость основных средств,
- наименование предприятия,
- фамилия материально ответственного лица.
В дефектном акте, акте оценки и акте о списании члены комиссии обязательно ставят личную подпись с расшифровкой.
Этап пятый: работа бухгалтера.
Полный пакет документов на списание мебели предприятия, включающий в себя протокол заседания комиссии, дефектный акт, акт оценки, акт о списании нефинансовых активов, подписанный всеми членами комиссии, председателем комиссии, с печатью предприятия подается в бухгалтерию предприятия, где принимается окончательное решение и пришедшую в негодность мебель снимают с баланса предприятия.