Вам понадобится
- Текст М.М. Пришвина «В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение…»
Инструкция
1
Формулируя проблему в тексте Пришвина, нужно понять, что автор рассказывает о том, как один человек помог другому, оказавшемуся в тяжелой ситуации.
Начать сочинение можно так: «Русский писатель ХХ века М.М. Пришвин поднимает актуальную и в наше время проблему оказания помощи».
Начать сочинение можно так: «Русский писатель ХХ века М.М. Пришвин поднимает актуальную и в наше время проблему оказания помощи».
2
Составляя комментарий, ориентируемся на предложения, которые относятся конкретно к проблеме. Отвечаем на вопросы:
Какой пример приводит автор? За кем наблюдает автор? Как старается помочь?
Комментирование проблемы может выглядеть так: «Автору, будучи во время первой мировой войны военным корреспондентом, пришлось помогать молоденькому раненому солдату, который попросился к ручью. Там юноша, закрыв глаза, вслушивался в журчание ручья и наблюдал за полётом стрекозы. Автор внимательно следил за состоянием раненого и отвечал на его вопросы о том, летает ли ещё стрекоза. Когда больной сказал, что он не видит её, автор испугался, не умер ли он, и сказал, что стрекоза летает. Юноша, поняв, что его обманули, промолчал. Автору стало нехорошо, и, когда он увидел стрекозу, он очень обрадовался».
Какой пример приводит автор? За кем наблюдает автор? Как старается помочь?
Комментирование проблемы может выглядеть так: «Автору, будучи во время первой мировой войны военным корреспондентом, пришлось помогать молоденькому раненому солдату, который попросился к ручью. Там юноша, закрыв глаза, вслушивался в журчание ручья и наблюдал за полётом стрекозы. Автор внимательно следил за состоянием раненого и отвечал на его вопросы о том, летает ли ещё стрекоза. Когда больной сказал, что он не видит её, автор испугался, не умер ли он, и сказал, что стрекоза летает. Юноша, поняв, что его обманули, промолчал. Автору стало нехорошо, и, когда он увидел стрекозу, он очень обрадовался».
3
Позиция автора – выражение его чувств.
Отношение автора к поднятой проблеме можно оформить так: «Автор чувствовал состояние раненого, его огромное желание видеть мир природы, ее движение. М.М. Пришвину очень хотелось увидеть радостное выражение лица юноши, хотелось, чтобы ему стало легче, чтобы он выжил».
Отношение автора к поднятой проблеме можно оформить так: «Автор чувствовал состояние раненого, его огромное желание видеть мир природы, ее движение. М.М. Пришвину очень хотелось увидеть радостное выражение лица юноши, хотелось, чтобы ему стало легче, чтобы он выжил».
4
Свое отношение к позиции автора: согласие или несогласие – нужно пояснить. Возможны дополнительные мысли по поводу поведения человека, который хотел доставить радость раненому.
Например, можно написать так: «Чувства автора, который провел совсем короткое время с раненым человеком, мне понятны и близки. Понять желание, настроение, состояние человека, который находится между жизнью и смертью, должен постараться, я думаю, каждый человек. Надо учиться понимать других людей, в каком бы состоянии они ни были, уметь сочувствовать и оказывать помощь – придавать больному и физические, и душевные силы».
Например, можно написать так: «Чувства автора, который провел совсем короткое время с раненым человеком, мне понятны и близки. Понять желание, настроение, состояние человека, который находится между жизнью и смертью, должен постараться, я думаю, каждый человек. Надо учиться понимать других людей, в каком бы состоянии они ни были, уметь сочувствовать и оказывать помощь – придавать больному и физические, и душевные силы».
5
Читательский аргумент № 1– события из жизни одного из героев произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Предложение с аргументом можно построить так: «О том, как больные поддержали врача, рассказывается в «Повести о настоящем человеке». В московском госпитале для военных во время Великой Отечественной войны врач Василий Васильевич на обходе был не такой, как всегда. Он осунулся, заметно постарел, на пороге споткнулся и чуть не упал. Больные узнали, что у него погиб единственный сын, тоже медик, подававший надежду ученый, гордость и радость отца. Точно сговорившись, раненые и больные спешили его порадовать. Все, даже самые тяжелые, в этот день чувствовали себя лучше. Всех сплотило это общее большое горе. Врач удивлялся, почему это именно сегодня на обходе у него такие лечебные удачи. Может быть, он и почувствовал этот зáговор, и, может быть, ему легче стало «нести свою большую, неизлечимую рану». Так люди оказывали моральную поддержку».
Предложение с аргументом можно построить так: «О том, как больные поддержали врача, рассказывается в «Повести о настоящем человеке». В московском госпитале для военных во время Великой Отечественной войны врач Василий Васильевич на обходе был не такой, как всегда. Он осунулся, заметно постарел, на пороге споткнулся и чуть не упал. Больные узнали, что у него погиб единственный сын, тоже медик, подававший надежду ученый, гордость и радость отца. Точно сговорившись, раненые и больные спешили его порадовать. Все, даже самые тяжелые, в этот день чувствовали себя лучше. Всех сплотило это общее большое горе. Врач удивлялся, почему это именно сегодня на обходе у него такие лечебные удачи. Может быть, он и почувствовал этот зáговор, и, может быть, ему легче стало «нести свою большую, неизлечимую рану». Так люди оказывали моральную поддержку».
6
Читательский аргумент № 2 – сведения о главном герое произведения Б. Екимова «Как рассказать».
Предложение с аргументом можно построить так: «С историей, которая случилась с мужчиной, когда он увидел престарелую женщину, с трудом копавшую землю в огороде, знакомит читателей писатель Б. Екимов в произведении «Как рассказать». Автор описывает чувства Григория, когда он наблюдал за тем, как работа на огороде с трудом давалась тетке Варе: она задыхалась, часто останавливалась. Он узнал, что она живет одна, и предложил товарищу помочь женщине. Тот сразу же согласился. Молодые люди вскопали огород и помогли женщине посадить картофель. Потом Григорий не мог не думать о тетке Варе. Он вспоминал, как ему, сироте, помогали люди. Впоследствии приезд весной во время огородных хлопот стал для Григория радостной традицией».
Предложение с аргументом можно построить так: «С историей, которая случилась с мужчиной, когда он увидел престарелую женщину, с трудом копавшую землю в огороде, знакомит читателей писатель Б. Екимов в произведении «Как рассказать». Автор описывает чувства Григория, когда он наблюдал за тем, как работа на огороде с трудом давалась тетке Варе: она задыхалась, часто останавливалась. Он узнал, что она живет одна, и предложил товарищу помочь женщине. Тот сразу же согласился. Молодые люди вскопали огород и помогли женщине посадить картофель. Потом Григорий не мог не думать о тетке Варе. Он вспоминал, как ему, сироте, помогали люди. Впоследствии приезд весной во время огородных хлопот стал для Григория радостной традицией».
7
Пишем заключение. Думаем над тем, все ли хотят поддержать человека, нуждающегося в помощи. Какой человек способен на сочувствие и оказание нравственной поддержки?
Заключение в сочинения в формате ЕГЭ может быть оформлено так: «Итак, не все помогают человеку, которому трудно. Оказывают помощь люди добрые, сочувствующие. Такие люди не остаются равнодушными, а поддерживают человека, как могут – морально или материально, что в их силах».
Заключение в сочинения в формате ЕГЭ может быть оформлено так: «Итак, не все помогают человеку, которому трудно. Оказывают помощь люди добрые, сочувствующие. Такие люди не остаются равнодушными, а поддерживают человека, как могут – морально или материально, что в их силах».
Полезный совет
Чтобы аргументы соответствовали проблеме, необходимо, в первую очередь, сформулировать такую проблему, к которой учащийся четко знает аргументы. Если ученик сформулировал проблему, но не знает аргументы к ней, то не стόит начинать писать сочинение. Нужно еще раз прочитать текст и подумать, какая другая проблема звучит в нем.