Вам понадобится
- Текст Б.Л. Пастернака «По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооруженно участвовать в боевых действиях воюющих…»
Инструкция
1
Чтобы сформулировать проблему текста, нужно обнаружить в нем слово «белые» в предложении 4 и вспомнить историческую информацию о гражданской войне. Можно использовать вопросительные предложения: «Что такое гражданская война? Известно, что гражданская война — вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства. Что же происходит между гражданами? Почему они враждуют друг с другом? Как нарушаются родственные связи в это время? На эти вопросы пытаются ответить не только ученые-историки, но и писатели».
2
Комментарий к проблеме начинается описанием события, в котором участвует доктор: «Б. Пастернак от лица доктора описывает случай, когда тот оказался участником боя. Белые шли в наступление. Среди них были молодые и пожилые. Врач видел, что тон задают молодые. Это были добровольцы. Они как будто красовались своим «молодечеством» - шли в полный рост, бравировали опасностью. Молодые люди погибали под пулями партизан. Врачу было жалко их. У доктора не было оружия. Когда убило телефониста, он взял у него винтовку, но не стал стрелять в людей, а стрелял мимо».
3
Второй пример к комментарию можно оформить следующим образом: «Когда закончилось наступление, врач осмотрел телефониста. Но сердце его уже не билось. Юрий Андреевич увидел на шее убитого ладанку с молитвой, которая оберегала от смерти.
Потом доктор перешел к убитому белогвардейскому юноше и тоже увидел футлярчик, в котором была бумажка с такой же молитвой».
Потом доктор перешел к убитому белогвардейскому юноше и тоже увидел футлярчик, в котором была бумажка с такой же молитвой».
4
Об авторской точке зрения можно написать так: «Автор хотел сказать, что людям, которые относятся к противоположным враждующим группам, невыносимо видеть то, что происходит в стране. Всем – и белым, и красным – суждено быть ранеными, страдать, погибать. А ведь у них есть и общее, что когда-то их спасало. Это вера в Бога».
5
Следующая часть сочинения – собственная позиция с читательским аргументом: «Я согласна с авторскими мыслями. Гражданская война страшна тем, что между людьми, живущими в одной стране, начинаются разногласия, которые приводят к военным событиям и трагедиям в семьях. Главные герои рассказа М. Шолохова «Родинка» – отец, оказавшийся на стороне белых, и сын, который стал командиром Красной Армии. Вскоре пришло известие, что появилась банда, атаманом которой был отец Николки. Во время боя атаман увидел молодого бойца, который показался ему очень смелым, и решил его убить. Он выстрелил, а когда стал снимать сапоги с убитого, увидел на щиколотке родинку и по ней узнал сына. Долго обнимал отец его, разговаривал с ним, а потом, не желая больше жить, выстрелил себе в рот. Этой историей М.А. Шолохов ответил на вопрос: что такое гражданская война».
6
Вывод можно оформить как общее рассуждение о последствиях войны: «Итак, гражданская война вносит дисгармонию, в том числе и в родственные отношения. В такие годы наступают изменения, которые наносят человеку физические и душевные раны и приводят к трагическим последствиям».