Вам понадобится
  • Текст В. Астафьева «Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше…»
Инструкция
1
Текст Астафьева В. о том, как советские солдаты относятся к пленным. Некоторые, охваченные ненавистью из-за гибели родных, могли внезапно взять оружие и начать стрелять. Другие же, понимая, что такое поведение недопустимо и что человеку трудно себя сдержать, спасают пленных немцев. Такое событие описано в тексте.
«Астафьев В. поднимает проблему отношения к пленным. Автор описывает картину военной жизни солдат. Действие происходит в отвоеванном у немцев хуторе. У одного из солдат здесь погибли родственники, и он был в очень тяжелом состоянии. Не справившись с охватившей его ненавистью, солдат начал стрелять по пленным немцам. Его товарищи отобрали у него автомат и успокоили его».
2
Обратите внимание на использование автором средства выразительности: «Автор подробно описывает поведение солдата, ослепленного жаждой мести, используя просторечные слова, например, «жарил». Его короткие гневные реплики оформлены многочисленными односоставными восклицательными предложениями».
3
Дальнейшее иллюстрирование проблемы можно показать на противоположных примерах отношения к пленным.
Астафьев В., иллюстрируя проблему, приводит пример и противоположного отношения к пленным. Лейтенант Борис Костяев даже прикрывал немцев от выстрелов. А военврач заботился о врагах, не разделяя раненых на своих и чужих.
Старший сержант тоже выразил заботу о немце, дал ему закурить, глядя на забинтованные руки, разговаривал с ним по-дружески, спрашивая немца о том, как он будет дальше жить, сомневался, позаботится ли о нем фюрер. Один легкораненый немец помогает русскому врачу.
4
Следующей частью сочинения должно быть авторское отношение к происходящему: «Авторское отношение к происходящему выражено в предложении 56. Не важно, кто человек по национальности, захватчик или защитник. Важно то, что телу одинаково больно, когда человек ранен».
5
Следующий абзац оформляется как собственное отношение к авторской позиции и свое понимание проблемы с аргументированием: «Я, пожалуй, соглашусь с авторской позицией, хотя мне понятно и поведение солдата, который ожесточился на пленных. В целом, позиция советского народа во время войны по отношению к пленным была гуманной. В этом проявлялось его извечное ценное качество – человечность. Примером милосердного поведения может быть отношение Марии к молодому немцу. Речь идет о героине повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Сначала она хотела заколоть его вилами. А потом выхаживала, заботясь о нем как о сыне. Оставшись на хуторе в одиночестве, в холоде и холодная, Мария не озлобилась на врага. Не сумев спасти от смерти, она похоронила его».
6
В выводе можно написать об актуальности данной проблемы и отразить главную мысль о гуманном отношении к пленным: «Итак, проблема отношения к пленным важна и в наше время, когда на планете не прекращаются военные действия. Понятно, что человеку, у которого погибают родные, трудно себя сдержать. Главное – остаться человеком, сохранить в себе милосердие, не уподобляться захватчикам».