Вам понадобится
  • Текст Шаргунова С. «Малодушие – это когда человек теряет себя в угоду другим. Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести…»
Инструкция
1
Малодушие сродни трусости. Не все с ним справляются. Как происходит преодоление малодушия? Об этом читатель узнает в тексте: «Шаргунова С. заинтересовала проблема преодоления малодушия. Людям иногда не хватает смелости и духа, и они проявляют малодушие. Преодоление – это борьба и победа. В жизни каждый человек неоднократно такие моменты испытывал. Что преодолевает человек? Физические и нравственные преграды: болезни, усталость, невежество, страх и другие недостатки. Опыт преодоления малодушия полезен, потому что он обогащает человека».
2
Следующей частью можно оформить общие рассуждения автора о малодушии, предваряющие иллюстрирование проблемы: «Автор начинает свою статью с пояснения своего понимания малодушия, приводит общие примеры и выражает радость по поводу победы над малодушием. Неполное восклицательное предложение «Головокружительно!» помогает читателю понять внутреннее состояние человека, который одержал победу над малодушием».
3
Необходимо начать комментарий с первого примера описываемого случая и об ощущениях молодого человека: «Рассказчик – молодой человек – пришел к другу на день рождения и увидел, как пьяные студенты развлекались, издеваясь над палочниками. Юноша, наблюдавший за ними, сначала не хотел вмешиваться. Его состояние автор описывает, используя метафорический эпитет «ватный». Читателю сразу представляется мягкая вата, которую любой может смягчить так, как ему захочется. Еще два эпитета: «завороженный» и «заколдованный» - ярко подчеркивают его бездействие».
4
Надо сформулировать мысли о том, как же происходил основной этап преодоления трусости. Это будет второй пример: «Все-таки звучит реплика рассказчика, которую, увы, не расслышали. На весах совести находилась жалость к живому и боязнь насмешки, нежелание конфликтовать, даже порыв уйти. В описании поведения веточек ярко выражено их бессилие и их желание поддержать друг друга. Рассказчик больше не мог этого видеть. Дальше наступил самый серьезный шаг – надо было спасать живые существа. И человек даже пошел на обман, сказав, что коробочка принадлежит ему. А узнав у хозяина о дальнейшей судьбе палочников, которую им приготовил, молодой человек больше не сказал ни слова и быстро ушел».
5
Авторскую позицию можно выразить таким образом: «Шаргунов С. хотел показать, какую же искреннюю радость доставляет успешное преодоление собственных недостатков. Рассказчик называет эту победу с помощью эпитета «странной», но, мне кажется, что преодоление малодушия все-таки родило в нем силу, мужество, которые он навсегда запомнит».
6
Собственную позицию можно подтвердить читательским аргументом: «О преодолении малодушия пишет А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка». Рассказчик Петр Гринев вспоминает свое поведение во время пугачевского бунта. Ему уже накинули веревку, чтобы повесить, потому что он не согласился присягать самозванцу. Спас его дядька Савельич, убедив Пугачева оставить Петра в живых. После этого и сам дядька, и другие настаивали, чтобы Гринев поцеловал руку Пугачеву. Но он предпочел бы смерть такому «подлому унижению». Такое преодоление малодушия, по сути, грозило ему смертью. Чувства Петра были смутные. Но он сумел преодолеть страх, не поддался ему и выстоял до конца. А Швабрин смалодушничал, и это привело его к предательству».
7
Заключительная часть сочинения может быть осмыслена как общий вывод о поступке главного героя: «Итак, люди могут быть стойкими, смелыми, потому что преодолевают страх, сомнения. Главный герой С. Шаргунова испытал радость «странной победы». Он пересилил себя, победил слабость характера, проявил смелость, защищая пусть не человека, а просто существо окружающего мира».