Вам понадобится
- Текст К.Д. Воробьева «Я не думаю, что можно исчерпывающе полно ответить на сложный вопрос, как найти себя молодому человеку в жизни и что это значит — найти себя».
Инструкция
1
Прочитав текст, начните определять проблему, которую автор поднимает в тексте. Необходимо подумать, о чем автор рассуждает – о том, как найти себя, как правильно выбрать путь в жизни, для чего жить. Значит, проблему можно сформулировать так:
«Русский писатель ХХ века К.Д. Воробьев рассматривает актуальную и поныне философскую проблему смысла жизни».
«Русский писатель ХХ века К.Д. Воробьев рассматривает актуальную и поныне философскую проблему смысла жизни».
2
Комментарий к проблеме составляется по предложениям, которые относятся конкретно к проблеме. Желательно ответить на вопросы:
С чего автор начинает рассуждать?
Над чем надо задуматься в молодости?
Зависит ли счастье человека и развитие человека как личности от выбора пути, по которому он пойдет в поисках смысла жизни?
Оформление комментария может выглядеть так: «К.Д. Воробьев размышляет о том, что найти себя – это значит найти смысл своей жизни. Что человек будет делать, и будет ли полезна его деятельность на земле? И личное счастье, и развитие личности – все зависит от выбора путей, по которым пойдет человек».
С чего автор начинает рассуждать?
Над чем надо задуматься в молодости?
Зависит ли счастье человека и развитие человека как личности от выбора пути, по которому он пойдет в поисках смысла жизни?
Оформление комментария может выглядеть так: «К.Д. Воробьев размышляет о том, что найти себя – это значит найти смысл своей жизни. Что человек будет делать, и будет ли полезна его деятельность на земле? И личное счастье, и развитие личности – все зависит от выбора путей, по которым пойдет человек».
3
Раскрывая позицию автора, подумайте, что он утверждает, в чем он уверен, на что считает нужным обратить внимание читателя. Используйте частичное цитирование, но не перегружайте сочинение таким средством выразительности.
Отношение автора к рассматриваемой проблеме можно оформить так: «Автор утверждает, что искать смысл жизни трудно. Но именно такие нелегкие поиски и приводят к открытиям и самого себя, и к открытиям, которые двигают жизнь общества и украшают землю. К.Д. Воробьев считает, что жизнь свою человек должен понимать как «полезность… людям», как труд, который «способствует прогрессу общества, служит делу разума и порядка».
Отношение автора к рассматриваемой проблеме можно оформить так: «Автор утверждает, что искать смысл жизни трудно. Но именно такие нелегкие поиски и приводят к открытиям и самого себя, и к открытиям, которые двигают жизнь общества и украшают землю. К.Д. Воробьев считает, что жизнь свою человек должен понимать как «полезность… людям», как труд, который «способствует прогрессу общества, служит делу разума и порядка».
4
Согласиться или не согласиться с мнением автора? Выбор за пишущим. Главное – надо пояснить свою позицию.
Например, свое мнение можно сформулировать так: «Конечно же, я согласна с автором статьи. Жизнь должна иметь осмысленный характер. Как ты живешь? Какими категориями мыслишь? Только ли для себя живешь? Правильно ли ты выбрал деятельность? Как исправить неправильное? Думаю, что над этими вопросами задумываются многие».
Например, свое мнение можно сформулировать так: «Конечно же, я согласна с автором статьи. Жизнь должна иметь осмысленный характер. Как ты живешь? Какими категориями мыслишь? Только ли для себя живешь? Правильно ли ты выбрал деятельность? Как исправить неправильное? Думаю, что над этими вопросами задумываются многие».
5
Классическим примером поиска смысла жизни могут быть события из жизни дворянской интеллигенции ХIХ века, о которых рассказал Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».
В качестве читательского аргумента № 1 можно взять события из жизни князя Андрея Болконского: «Искали разумный смысл жизни передовые представители дворянской интеллигенции ХIХ века – главные герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский видел цель жизни в военной деятельности, в участии в военной компании. Он хотел принести пользу в армии, хотел стать прославленным, как великий Наполеон. На Аустерлицком поле, где он, будучи раненым, находился, он разочаровался в величии своего кумира и решил жить для дома, для семьи. Впоследствии князь Андрей участвовал в разработке военных проектов. Когда он был тяжело ранен в Бородинском сражении, он пришел к осознанию, что человек должен уметь прощать, и простил Наташу Ростову и Анатоля Курагина».
В качестве читательского аргумента № 1 можно взять события из жизни князя Андрея Болконского: «Искали разумный смысл жизни передовые представители дворянской интеллигенции ХIХ века – главные герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский видел цель жизни в военной деятельности, в участии в военной компании. Он хотел принести пользу в армии, хотел стать прославленным, как великий Наполеон. На Аустерлицком поле, где он, будучи раненым, находился, он разочаровался в величии своего кумира и решил жить для дома, для семьи. Впоследствии князь Андрей участвовал в разработке военных проектов. Когда он был тяжело ранен в Бородинском сражении, он пришел к осознанию, что человек должен уметь прощать, и простил Наташу Ростову и Анатоля Курагина».
6
Читательский аргумент № 2 может быть посвящен герою Великой Отечественной войны – Алексею Мересьеву, о котором написал Б. Полевой в «Повести о настоящем человеке».
Дальше представлен читательский аргумент № 2: «В чем видел смысл жизни летчик Алексей Мересьев, главный герой «Повести о настоящем человеке»? Приносить пользу Родине, сражаясь с немцами. После потери ног он не захотел жить как инвалид. Благодаря своему упорству и помощи товарищей, он обрел веру в себя, понял, что смысл жизни не потерян. Мересьев научился танцевать, прошел многочисленные медицинские комиссии, где никто не верил, что летчик на протезах сможет управлять истребителем. В обретении прежнего смысла жизни летчик добился успеха. Он остался верен призванию».
Дальше представлен читательский аргумент № 2: «В чем видел смысл жизни летчик Алексей Мересьев, главный герой «Повести о настоящем человеке»? Приносить пользу Родине, сражаясь с немцами. После потери ног он не захотел жить как инвалид. Благодаря своему упорству и помощи товарищей, он обрел веру в себя, понял, что смысл жизни не потерян. Мересьев научился танцевать, прошел многочисленные медицинские комиссии, где никто не верил, что летчик на протезах сможет управлять истребителем. В обретении прежнего смысла жизни летчик добился успеха. Он остался верен призванию».
7
Подводя итог по проблеме, можно ответить на вопросы:
1.Одинаковый ли смысл жизни у всех людей?
2.Надо ли стремиться к глубокому содержанию жизни?
Вывод может выглядеть так: «Таким образом, каждый человек по-своему понимает смысл жизни. К чему он стремится, как преодолевает трудности, как осознает изменения в жизни и пытается не потерять достоинство, насколько полезно то, что делает человек, насколько его поиски смысла жизни отличается благородством - все это говорит о том, что жизнь человека наполнена глубоким содержанием».
1.Одинаковый ли смысл жизни у всех людей?
2.Надо ли стремиться к глубокому содержанию жизни?
Вывод может выглядеть так: «Таким образом, каждый человек по-своему понимает смысл жизни. К чему он стремится, как преодолевает трудности, как осознает изменения в жизни и пытается не потерять достоинство, насколько полезно то, что делает человек, насколько его поиски смысла жизни отличается благородством - все это говорит о том, что жизнь человека наполнена глубоким содержанием».
Полезный совет
Можно соединить все фрагменты с примерами. Это и будет сочинение. В ходе подготовки к ЕГЭ такой анализ этапов написания сочинения мотивирует учащегося к отличным баллам.