Вам понадобится
  • – бланк социологического опроса
  • – перечень интересующих критериев портрета потребителя (для составления вопросов)
Инструкция
1
Разработайте форму социологического опроса или пересмотрите прежнюю. Особое внимание уделите персональным данным, которые предоставляет опрашиваемый. Чаще всего, маркетологов интересует следующая информация: возрастная категория, профессия, занятость (работающий или безработный) и пр. Не менее важна информация о среднем ежемесячном заработке и уровне образования, но от указания такого рода данных опрашиваемый может отказаться. При этом не стоит перенасыщать бланк опроса всей информацией, которая необходима. Это может утомить потребителя, который начав заполнять лист, устав отвечать на бесчисленные вопросы попросту откажется от участия в опросе.
2
Разработайте вопросы о товаре или услуге, предоставляемых компанией таким образом, чтобы они были емкими, и в тоже время не ставили в тупик опрашиваемых. Оптимальным вариантом опросника является перечень вопросов с готовыми вариантами ответов. Они могут касаться не только мнения потребителя о сервисе, качестве товара или услуги и интерьере торгового помещения или рабочего офиса. Эти вопросы могут касаться самих опрашиваемых. Например: «Как часто вы совершаете покупки?», «Какие группы товаров вы бы хотели видеть в нашем магазине?», «Каких услуг на Ваш взгляд не хватает в перечне нашей компании?».
3
Проведите опрос потребителей с новым бланком опросного листа. Для этого нужно выделить ответственное лицо, курирующее проведение опроса. Его задача: выделить из сотрудников предприятия опрашивающих, нанять обученных работников или обратиться в специализированные маркетинговые агентства для найма обученного персонала. Если маркетинговые исследования проводятся на территории торгового зала, то эффективнее расставить точки опроса у выхода из магазина или непосредственно возле кассы. Так, потребитель сможет, не отрываясь от покупок, принять участие в опросе. Наиболее точные и оперативные данные будут получены, если опрос будет производиться специально обученной группой людей. Существует также альтернативный вариант, когда бланк опроса предоставляется потребителю для самостоятельного заполнения по его усмотрению.
4
Подведите итоги опроса и приведите его результаты в виде диаграммы на основе указанных анкетных данных.
5
Отдайте распоряжение младшему менеджерскому составу провести опрос сотрудников, которые работают с клиентами и потребителями. Запросите у них информацию о том, кто чаще всего пользуется теми или иными услугами или приобретает тот или иной товар. Такие вопросы могут решаться на ежедневных или еженедельных летучках и рабочих собраниях. На основе их регулярных отчетов менеджерский состав сможет составить портрет потребителей по категориям товаров и услуг.