Все начинается с детства


Чтобы стать хорошей балериной и получать достойные гонорары, нужно начать заниматься с детства. Девочки приходят в танцевальную школу с совсем раннего возраста - 4-5 лет. Обычно такие школы есть во всех населенных пунктах. Во многих из них действуют определенные критерии отбора. На занятиях дети учат основы классического танца, растягиваются и развивают слух. С 9-10 лет будущие балерины могут поступить в хореографическое училище - это своего рода школа с балетным уклоном. Сюда также принимают не всех желающих. У будущей балерины должна быть хорошая хореографическая подготовка, особая балетная осанка, небольшой рост, маленький вес, длинная шея и маленькая голова. Смотрят также на подъем ноги и ее выворотность. Ученицы тренируются у станка, повторяют классические балетные позы, укрепляют мышцы, добиваются хорошей растяжки и выворотности стопы. Кстати, на пуанты становятся не сразу: сначала девочки учат балетные движения, затем прыжки и уже после этого тренируются танцевать на кончиках пальцев.

Начало профессиональной карьеры


Талантливые девочки начинают выступать в серьезных постановках уже с 10-12-летнего возраста. Спектакли - это не простые тренировки и отработка движений. В основе спектакля лежит идея, которую надо выразить танцем, жестами, мимикой. В представлении особую роль играет актерское мастерство и эмоциональность. Настоящая балерина умеет выражать любые чувства, а также взаимодействовать с другими участниками постановки. Помимо пластики, техники классических элементов и чувства ритма, танцовщице может понадобиться знание гимнастики и акробатики.
Многие балерины продолжают образование в вузах, например, МГУКИ. Там они могут получить профессию балетмейстера или руководителя художественного коллектива.


Танец на кончиках пальцев


Поза на пуантах вошла в женский танец с начала 19 века и осталась в классическом балете навсегда. Балерины танцуют в особой обуви с твердым мыском, которая фиксирует стопу в определенной позиции. Чтобы танцевать на пуантах, необходимо иметь растянутое ахиллово сухожилие и крепкие связки в области голеностопа. Также важно хорошее чувство равновесия и координация. Балерины натирают кончики своих пуант канифолью для лучшего сцепления с полом. Каждая балетная постановка имеет свою хореографию и требует своего типа пуант, поэтому танцовщицы имеют несколько пар. В среднем, одна пара "живет" 3-5 месяцев, а во время очень сложного спектакля прима меняет несколько пар пуант.
Перед ноской новые пуанты необходимо размять под свою ногу, оставив носок жестким, а также пришить к ним атласные ленточки.


Для танца на кончиках пальцев очень важна правильная осанка: здесь работают и ноги, и ягодицы, и спина. Балерины отрабатывают правильную позицию до рефлексов: лопатки должны быть разведены, плечи опущены, ягодицы подобраны, живот втянут, колени вытянуты, подъем стопы натянут, а сама стопа - вывернута и не завалена вовнутрь. Балет - это очень красивый, но сложный вид танца. Балерины, танцующие с полной отдачей, нередко получают травмы, растяжение связок, мозоли. Боль в мышцах - постоянный спутник талантливой танцовщицы. Однако балет - это целая жизнь, и не многие способны от него отказаться.