Детство и юность

Само ее рождение стало первым в длинном ряду мифов, связанных с Анной Павловой и ее личностью. Маленькая Анна родилась на два месяца раньше срока и как новорожденная она была завернута в мягкую шерсть вместо салфеток. Если это так, то это было бы весьма символично для балерины, чье авторское произведение впоследствии стало ролью умирающего лебедя в "Лебедином озере".

Известно, что мать Анны Любовь Павлова была прачкой, в то время как личность ее отца остается неясной. Обсуждается, был ли это муж Матвей, солдат русской армии, или Лазарь Поляков, банкир, в доме которого она служила до рождения Анны.

В восемь лет Анечка попадает в Санкт-Петербургский Императорский Мариинский театр на балет Чайковского Спящая красавица. Именно там она влюбилась в балет раз и навсегда. С этого момента Анна бредила танцами и уговаривала мать отвести ее на прослушивание в балетную школу, но ей отказывали в поступлении из – за ее юного возраста и хрупкости.

Будущая балетная звезда была стройной девушкой с "воздушным" телосложением, в то время как крепкое телосложение считалась необходимым танцовщице для выполнения сложных движений и фигур.

Но к счастью на ее пути встретился великий балетмейстер Мариус Петипа, который разглядел ее талант, и Анна, наконец, была принята в качестве студента в 1891 году. Учиться в императорском Балетном училище с его железной дисциплиной было очень тяжело. Студентам приходилось вставать рано утром, принимать холодный душ, завтракать и после этого начинать занятия, которые продолжались до позднего вечера, прерываясь только ужином, выступлениями и краткими прогулками на свежем воздухе.

Свободное время было редким, и Анна Павлова обычно посвящала его чтению и рисованию.

В течение очень долгого времени Анна верила, что ее техническое мастерство было ограничено ее физическими способностями, пока один из ее учителей, Павел Гердт, не сказал ей: "пусть другие исполняют акробатические трюки. То, что вы считаете недостатком на самом деле, редкий подарок, который выделяет вас из тысяч.

Карьера

Анна окончила училище в 1899 году в возрасте 18 лет, и ее выпускной спектакль, который поставил Павел Гердт был настолько успешным, что она сразу была принята в Императорскую балетную труппу. Анна В ближайшие несколько лет она выступала в таких балетах, как «Дочь фараона», «Спящая красавица», "Баядерка" (Храмовая танцовщица) и "Жизель". Публика в свое время привыкшая к академическим балетным спектаклям, была шокирована стилем Павловой, мало внимавший строгим академическим правилам. Она могла танцевать с согнутыми коленями, неуместным порт-де-бра и неправильно размещенными руками, но ее удивительная органичность и духовность персонажей, которых она создала, восхищали публику и впечатляли критиков.

В основе ее таланта лежало внезапное и мгновенное вдохновение. Чаще всего она импровизировала, и не могла повторить образ своих танцев, несмотря на просьбы своих мастеров и партнеров. Позже, когда Анна Павлова начала преподавать, этот дар казался большим препятствием, так как ее ученики не могли копировать те движения, которые она сама не помнила.

В 1907 году Павлова сделала следующий шаг к своей всемирной славе - начала гастролировать за рубежом. Ее первый тур был в Европу. Позднее балерина вспоминала, что тур включал выступления в Риге, Копенгагене, Стокгольме, Праге и Берлине, и везде ее танцы встречались с восторженным приемом.

Оглушительный успех пришел, когда Павлова присоединилась к Балетам Сергея Дягилева "Русские" в 1909 году. Среди ее партнеров был еще один всемирно известный русский артист балета Вацлав Нижинский.

В 1910 году Анна Павлова покинула Мариинский театр и создала собственную балетную труппу с русскими хореографами и преимущественно русскими танцорами.

Несмотря на свою” воздушную " внешность, у Анны был сильный и иногда несносный характер, который регулярно доводил до «белого каления» даже того человека, которого она преданно любила – Виктора Дандре.

Сын французского иммигранта, он был успешным бизнесменом. Это было довольно популярно для мужчин из высшего общества, чтобы стать поклонниками известных балерин, но Дандре чувствовал подлинную страсть к Павловой. Он купил и оборудовал для нее балетную студию и подарил ей много дорогих подарков.

Через некоторое время были выдвинуты обвинения в том, что он присвоил государственные деньги и ему угрожала долговая яма. И тогда Анна Павлова вдруг подписала совсем невыгодный контракт с агентством в Лондоне и погасила долг Дандре, после чего он стал ее пожизненным импресарио, и, как он признался после ее смерти, ее мужем. Однако документы, подтверждающие его слова, так и не были представлены.

В 1914 году Анна Павлова посетила Россию в последний раз в своей жизни. Выступала в Москве и Санкт-Петербурге. Мариинский театр был готов возобновить контракт с ней, но сделка была осложнена тем, что им пришлось бы вернуть значительную сумму, которую заплатила балерина, когда она порвала с ними свой предыдущий контракт.

Коллектив Павловой триумфально гастролировала по многим странам Европы, Азии и обеих Америк, среди которых США, Мексика, Индия, Египет, Китай, Япония, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Куба и Филиппины.

Их график был очень плотным. Они выступали почти каждый день, за очень редким исключением. За 22 года такой гастрольной жизни Павлова преодолела дистанцию более полумиллиона километров и дала около 9 тысяч выступлений.

Был период, когда производитель обуви с балетным носком ежегодно делал около 2000 пар тапочек для нее, и их едва хватало.

Во время гастролей Анне Павловой часто приходилось выступать без репетиций на совершено не подготовленной сцене, в неподходящих условиях и даже под дождем, но она всегда выступала бы независимо от условий даже при лихорадке, с растяжениями и переломом ноги.

Во время гастролей в Нидерландах 49-летняя Павлова умерла от пневмонии в Гааге 23 января 1931 года, оставив после себя легенду с уникальным, неповторимым стилем, которую могла воплотить только балерина Анна Павлова.