Инструкция
1
При подаче иска о нарушении потребительских прав гражданина, в первую очередь необходимо установить, не истекли ли срок исковой давности и сроки реализации прав потребителя. К последним относятся, например, срок годности, срок эксплуатации товара и т.д. Истечение срока исковой давности не препятствует обращению в суд, так как применяется он только по требованию ответчика, а вот истечение срока для реализации самого права исключает возможность подачи иска, связанного с недостатками товара.
2
Теперь следует решить вопрос с подсудностью. По выбору истца заявление о защите прав потребителей подается в суд (мировому судье – при цене иска до 50 тыс. руб., остальные – в федеральный суд) по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - по месту его жительства, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по их месту нахождения (п.2 ст.17 Закона о защите прав потребителей).
3
Следуя требованиям ст.131 ГПК РФ, заявление о защите прав потребителей можно оформить следующим образом. В верхнем правом углу искового заявления укажите: наименование суда, фамилию, имя, отчество потребителя (или его представителя), его адрес, наименование, место нахождения ответчика.
4
Ниже, в середине строки напишите название вида документа и его заголовок. Например, "Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного недостатками товара".
5
Далее с новой строки идет изложение непосредственно текста иска. Это основная часть заявления, где потребитель обоснованно излагает свои требования, четко и полно подтверждает их доказательствами. Здесь поясните, в чем именно заключается нарушение либо угроза нарушения ваших прав, свобод или законных интересов, например, какой товар (услуга) был приобретен (получена), где и когда, его стоимость и т.д.
6
В качестве доказательств обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, необходимо указать на письменные документы (ответы на претензии, акты, заключения экспертиз и т.п. ). Укажите данные о свидетелях нарушения прав потребителя.
7
Если ваш материальный иск подлежит оценке, то необходимо рассчитать его сумму, которая складывается из цены требований за товар, неустойки и компенсации морального вреда.
8
В случае, если вы направляли ответчику претензию, то укажите итог ее рассмотрения ответчиком и почему его ответ вас не устраивает. Если претензия была проигнорирована, ее направление подтверждается, например, копией почтовой квитанции (приложите к иску).
9
В завершении, в виде отдельного списка оформляется перечень прилагаемых к заявлению документов с указанием их вида (подлинник, копия или заверенная копия) и количества экземпляров. Исковое заявление подписывается истцом и датируется днем составления.
10
Особое внимание обратите на оформление документов-приложений к иску (ст.132 ГПК РФ). Так, к иску обязательно прикладываются его копии по количеству ответчиков и третьих лиц, и не забывайте об экземпляре для самого суда. Если интересы потребителя в суде отстаивает его представитель, нужно приложить документ, удостоверяющий полномочия этого представителя.
11
Все документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, должны быть приложены с копиями для ответчиков и третьих лиц. Если расчет взыскиваемой (оспариваемой) денежной суммы оформлен в виде отдельного документа, подписанного истцом, то также нужны его копии для ответчиков и третьих лиц.
12
Иск и приложения к нему можно представить в суд лично через канцелярию суда или же направить заказным письмом с уведомлением о его вручении. В течение 5 дней с момента поступления материалов судья либо примет иск к производству, либо вернет его с указанием срока для исправления недостатков.
Видео по теме
Полезный совет
Иски о защите прав потребителей не подлежат оплате госпошлиной, об этом можно отдельно указать в иске.