Инструкция
1
Нужно определиться, какой тип анализа урока в данном случае предпочтителен: краткий, комплексный или аспектный. Краткий подразумевает общую оценку работы педагога, подготовки учеников, научно-технического уровня. Комплексный анализ предполагает, что рецензент будет анализировать, как содержание, формы и методы организации урока работают на реализацию поставленных целей и задач. Аспектный анализ урока русского языка подразумевает "разбор полетов" в конкретной области: воспитательной, дидактической или организационной.
2
Каждая аналитическая записка предполагает общие моменты, касающиеся структуры урока. Эти заметки аналитик делает на протяжении занятия. Всегда нужно указывать тип и вид урока. Например, тип - урок-лекция или урок-беседа либо урок смешанного типа. Вид - урок-практикум, урок-семинар. Далее нужно указать тему, обозначить место урока в группе общих уроков данного раздела, сформулировать цели и задачи, отметиться по организации начала урока: каким образом осуществляется вхождение в новую тему, оправдано ли это с психологической и дидактической точек зрения. Нужно отметить, как проводится повторение изученного и готовы ли школьники психологически к усвоению нового. Рецензент отмечает способы изучения и закрепление "свежего" материала, плюс анализирует особенности домашнего задания.
3
Анализ постфактум. Педагог-аналитик должен обратить внимание не речь учителя, психоэмоциональное состояние учеников к концу урока (были ли они перегружены или наоборот, не успели раскрыться). Сам же аналитик отвечает на вопрос, были ли достигнуты цели урока и дает рекомендации по улучшению качества занятий или отмечает, какие педагогические методики могут позаимствовать другие учителя. Особенно важно указать, насколько дружен русист с информационными технологиями и оснащен ли класс компьютерами, диктофонами, интерактивной доской и прочими педагогическими гаджетами.
Видео по теме
Обратите внимание
Терминологическая разноголосица - одна из самых часты ошибок рецензентов. Для уточнения определений нужно пользоваться "каноническими" академическими учебниками педагогики.