Вам понадобится
- - поставить цель занятия;
- - знать особенности индивидуального развития ребенка;
- - сделать подбор развивающих игр и упражнений в соответствие с целью.
Инструкция
1
Уже с младшего дошкольного возраста педагог проводит развивающие занятия, на которых дети сами могут найти знание, а не получают их в готовом виде. Например, воспитатель показывает малышам котенка и спрашивает, чем можно его накормить. Заранее на ближайшем столе приготовлены для кормления морковка, конфета, каша в тарелке, молоко в миске. Чаще всего дети ориентируются на свои вкусовые предпочтения и предлагают ему попробовать конфету, которую котенок не ест. При нахождении еды, которая подходит для маленького кота, малыши испытывают яркое чувство восторга, даже не оттого, что животное ест, а оттого, что они сами догадались, чем его нужно кормить. Важнее становится не само знание, а способ его получения.
2
Для того, чтобы занятие стало по-настоящему развивающим, новое знание должно находиться в «зоне ближайшего развития» ребенка, т.е. может быть найдено с минимальной помощью взрослого человека. Именно взрослый помогает малышу переступить черту незнания: подсказывает или создает специальную ситуацию, в которой новое знание становится доступным. То, что ребенок познает без помощи взрослого, находится в «зоне его актуального развития» и специального стимулирования не требует. Занятия, построенные на актуальном интересе ребенка, не являются развивающими.
3
Содержание развивающих занятий чаще всего выходит за рамки образовательного стандарта: педагог привносит в занятие дополнительное знание к программе обучения дошкольников. Или использует программные материалы, развивая у детей новое их восприятие, а также личностные качества, не регламентированные программными требованиями, но актуальные для современного образования. Например, воспитатель не просто рассказывает детям сказки, а учит в них находить способы достижения чего-либо желаемого детьми. Как простой Иван-крестьянский сын стал царевичем? Что он для этого сделал? Обсуждается фрагмент сказки, где Иван не уснул ночью, когда караулил вора на своем поле, и в отличие от старших братьев, поймал его. С детьми можно вспомнить, что он делал, чтобы не спать. Умение преодолевать свои слабости формирует волю человека, а волевой человек может многого достичь в жизни.
4
В развивающем занятии все виды деятельности детей подчиняются единой цели: и части занятия, и игры, и физкультминутки. Несколько занятий также могут быть объединены общей целью, т.е. в течение дня педагог проводит 2-3 занятия, направленные на получение единого результата. Развивающим может стать целый комплекс занятий, запланированный на 2-3 дня; тематическая неделя; тематический проект, работа над которым может продолжаться до одного месяца.
Видео по теме
Обратите внимание
Закрепление знаний и умений, полученных на развивающих занятиях, происходит через эмоциональное переживание каждым ребенком, т.е. когда оно стает личностно значимым для него.
Полезный совет
Занятие может стать развивающим, если педагог учитывает индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника в группе и задания подбирает таким образом, чтобы они находились для каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.