Многие мамы и папы задаются вопросом: как помочь ребенку начать говорить правильно? На эту тему существует множество статей и научных трудов, но мы сумели объединить основные рекомендации логопедов и опыт мам в 5 советов для каждой семьи.


1. Разговаривайте с ребенком с самого его рождения как можно больше; не "коверкайте" слова и не "сюсюкайте"


Комментируйте все ваши совместные действия, все увиденное вами. Например, возьмите себе за правило каждый раз, выходя на улицу, спрашивать у ребенка: "Какого цвета сегодня небо? Есть ли на небе тучки? Кто гуляет на улице?" (обязательно называйте медленно и показывайте пальчиком все ответы: птички, собачки, другие ребятки…) Пусть малыш запоминает как вы описываете окружающий мир, вместе с тем вы развиваете и его внимательность.


2. Разговаривая, не торопитесь, делайте паузы


Пусть у ребенка будет возможность подумать и высказаться. Даже если сперва ребенок будет молчать в ответ, стоит продолжать, и он начнет отвечать вам. Всему свое время. Ребенок должен слышать и понимать, что вы ждете его ответа, что его мнение для вас важно.


3. Для разговора должно быть настроение


Если вы хотите рассказать малышу новое слово – дождитесь момента, когда кроха будет в хорошем настроении. К примеру, большинство детей радуются совместному с родителями чтению книг со сказками. Обращайте внимание малыша на все картинки, проговаривайте как называется каждый элемент иллюстрации (трава, грибок, солнышко, собака и т.д.), если ваш малыш несколько старше – начинайте обращать его внимание на интересные речевые обороты, читайте диалоги с интонацией.


Не бойтесь перечитывать одни и те же книжки, одни и те же стишки по 10, а то и 30 раз – ваш ребенок получит удовольствие от прочтения любимых произведений. Дети лучше воспринимают тексты уже знакомые. Кстати, вы можете предложить дочке или сыночку разыграть стихотворение или сказку дома игрушками, а на улице – самостоятельно по ролям. К примеру, сказку «Теремок» или «Волк и семеро козлят» очень удобно проигрывать в обычном детском домике (на площадке), к процессу можно привлечь соседских мальчишек и девчонок. Получится очень весело и полезно.


4. Развивайте мелкую моторику рук и делайте артикуляционную гимнастику


Дело в том, что в мозгу центр, отвечающий за речь, и центр, отвечающий за мелкую моторику рук, находятся совсем близко. Потому, стимулируя развитие одного, вы стимулируете развитие другого. Можно перебирать фасоль, горох, украшать раскраски наклейками… Замените маркеры на карандаши с гранями, чтобы пока малыш рисует, грани массировали маленькие пальчики. Позвольте малышу самому застегивать свои пуговки, расстегивать и застегивать молнии на одежде, пусть ребенок помогает вам одевать не только куколок, но и вас (своих родителей). Как можно больше лепите, рисуйте пальчиками, клейте аппликации, собирайте конструкторы и мозаики, собирайте пирамидки, липучки, собирайте и разбирайте матрешек…


Регулярно делайте артикулляционную гимнастику: играйте язычком в футбол (упирайтесь язычком в правую и левую щечку поочередко), "чистите" язычком зубы и т.д. Можно поизображать помидорчики (надуть щечки), огурчики (втянуть щечки), рыбку (втянуть щечки и пошевелить губками).


5. Если ребенок ошибся – не смейтесь над ним и не ругайте его.


Произнесите это слово правильно, не повторяйте неверный вариант. Кстати, очень хороший вариант: произносить парные слова, похоже по звучанию: лоЖка-лоДка.


И помните: ребенок начинает говорить, если у него есть в этом необходимость. В ситуации ,когда мама, папа, бабушка и дедушка и без слов выполняют все желания малыша, у ребенка нет смысла делать усиилия и начинать выражать свои мысли и желания словами. Переспрашивайте ребенка, объясните, что вы не понимаете, что он хочет, попросите повторить. Дайте ему время, чтобы попробовать назвать желанный предмет. Если уж совсем никак - через минуты 1,5-2 сами назовите с вопросительной интонацией ипосле ответа "да" или "нет" (опять дайте подумать) можете дать то, что карапуз просил.


Теперь давайте вспомним, в каком возрасте и какие слова должны говорить детки. Но не забывайте - у всех своий ритм. Кто-то начинает болтать с самого начала, кто-то долго накапливает пассивный словарный запас и потом резко начинает гоорить много-много... Главное, чтобы ребенок тем или иным способом шел на контакт и к 2,5 годам начал активно разговаривать.



Наткнулась недавно на форумах на подборку забавных детских слов от разных мамочек! Вот несколько примеров:


"мамалет" - самолет


"копака" - лопата


"нини" - киска


"Тити" - птички


"ба" - собака, банан, бабушка, вау


"Спустеньки" - ступеньки


"Титибот" - бутерброд


А какие забавные слова говорили ваши карапузы? Давайте делиться в комментариях!