Вряд ли можно с уверенностью говорить, что Мария Ивановна Перфильева, прославившаяся как Данилова, была только счастлива либо совершенно несчастна в течение своей жизни. В ней были и испытания, и удивительные успехи, и разочарования. Тем не менее, имя проставленной балерины и сделанный ею в искусство вклад не остались забытыми. Она воспета поэтами, стала музой для известнейших балетмейстеров своего времени и вдохновила танцовщиц на продолжение начатого ею одухотворенного исполнения.
Дорога к предназначению
Биография будущей артистки началась в 1793 году. Родилась она в Санкт-Петербурге. Девочку с раннего возраста отличали поразительная пластичность и грация. В 1801 ее приняли в Петербургское театральное училище. Трудолюбие и прилежание восьмилетней малышки поражали всех.
Ее талант был настолько заметен, что будущее ей предрекали блестящее. Учили Машеньку знаменитые тогда педагоги Шарль Дидло и Евгения Колосова. Дидло называл Марию своей лучшей ученицей. Все время Даниловой занимали занятия.
Не выйдя из стен училища, Данилова уже блистала на профессиональной сцене. Пятнадцатилетней девочке доверили исполнение партией в балетах «Зефир и Флора», «Аполлон и Дафна», созданных ее преподавателем. Восхищение вызвал уже один образ грациозной девушки. А поэтический настрой богини цветов создавали виртуознейшая актерская игра и изящный танец.
Впервые постановку «Зефира и Флоры» Дидло задумал в Лионе в 1795. Однако реализация задуманного не удалась из-за несовершенства техники и слишком малых размеров сцены. Балетмейстеру требовались и машины для превращений, и бьющие фонтаны, и полеты. Премьера прошла в лондонском Королевском театре летом 1796. В главных партиях блистали сам хореограф и его супруга.
Успешная карьера
Дидло постоянно совершенствовал постановку, дополнял новыми персонажами, менял музыку. По мнению некоторых историков, впервые именно в этом балете танцовщица встала на пуанты.
После завершения образования юная балерина дебютировала в спектакле «Любовь Венеры и Адониса, или Мщение Марса». В конце 1809 Мария Ивановна вошла в состав имперской балетной труппы, сразу став в ней солисткой.
Мастерство ее на сцене современники сравнивали с чудом. А о самой Даниловой говорили, что балерина – олицетворение совершенства красоты. Немало строк посвящали ей и знаменитые отечественные поэты.
Мария Ивановна виртуозно владела искусством танца. Зрителей приводили в восторг ее воздушность и легкость на сцене. Одарена оказалась Данилова и как актриса. При помощи мимики и жестов они без единого слова передавала публике малейшие оттенки чувств. В ее творчестве гармонично сливались артистизм и безупречность техники.
В 1808 в Петербурге начал выступления знаменитый французский исполнитель Луи Дюпор. Его отличала немыслимая для того времени техника. Утверждали, что за три прыжка он мог пересекать огромную сцену, словно паря над нею.
Звездная роль
Обрел славу танцовщик и как балетмейстер. Обычно в своих постановках главные партии исполнял он сам. Проблемы начинались обычно при поисках партнерш из-за очень высоких требований. Юная солистка Машенька Данилова идеально подходила под все критерии мастера.
Дуэт Дюпора и Даниловой современники оценили очень высоко. С успехом выступила Мария в балете «Любовь Венеры и Адониса» в образе Венеры. Поразил контрастом ее новый образ. В балете Дюпора «Севильский цирюльник» богиня преобразилась в лукавую и живую Розину. Одинаково легко и блистательно Данилова играла и комедийные, и трагические роли. Нередки были для исполнительницы и дивертисменты с русскими танцами.
Талантливую ученицу без снимания не оставлял и Дидло. Вершиной успеха для Марии стал его балет «Амур и Психея». Балетмейстер поставил спектакль в 1809. Музыку для него написала Катерина Кавос. По мнению современников, постановка представляла собой настоящий триумф мастерства. Главным украшением сцены стала Данилова в партии Психеи.
Премьера прошла в Эрмитажном театра 8 января. Вскоре представления были перенесены в Каменный (Большой) театр. Эфирная танцовщица олицетворяла собой воздушность. В спектаклях Мария появлялась ежедневно. Необычное дарование ее развивалось в различных постановках Дидло. Однако именно роль Психеи идеально подошла Даниловой. Со стороны казалось, что и создана она была только для нее. Публика называла Марию русской Тальони.
Прерванный танец
Во время представлений всегда использовалась техника. Для полета героев применяли систему машин. На танцовщицу надевали особый корсет для крепления металлического троса. Парение над землей было очень рискованным трюком. Малейший сбой – и трагедия неминуема.
На одной из репетиций машина резко дернулась, нанеся балерине сильный удар. Однако несмотря на несчастье Мария продолжила выступления. Она блистала в легком танце Психеи, озаряя сцену своей улыбкой. От артистки такая воздушность требовала неимоверных сил.
Постоянные перегрузки и стремление полностью выкладываться на спектаклях заставили талантливую девушку буквально «сгореть» на работе за считанные месяцы. Из жизни Мария Ивановна ушла в 1910, 20 января.
Спустя месяц балет с репертуара был снят: никто другой не сумел заменить танцовщицу. Еще при жизни она стала героиней мифов, а с уходом и вовсе превратилась в легенду. Ее имя навсегда вписано в историю отечественного театра.
- Балерина Мария Данилова. В чём трагизм её судьбы?
- Данилова Мария Ивановна