Вам понадобится
- Текст Б.А. Можаева «А в тот солнечный день я приехал в Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нем»
Инструкция
1
Сформулируйте проблему. Оформить её можно так: «Б.А. Можаев поднимает проблему отношения человека к наследию своей страны».
2
Прочитав начало текста, подумайте, о каком случае рассказывает автор. Предлагаем начало комментария: «В начале текста автор рассказал о том, как он побывал в знакомых местах и обнаружил, что ни озера нет, ни старинной плотины. Барский дом потерял свой первоначальный вид».
3
Необходимо уточнить, с кем встретился автор. Факт о собеседнике автора можно написать так: «Б.А. Можаев встретился с главным врачом детского санатория, который располагался сейчас в этом доме».
4
Обратите особое внимание на реплики автора. Что можно понять из этих реплик? Один из вариантов анализа реплик автора может быть таким: «Из разговора этих людей мы можем понять, как они относились к этой проблеме. Автор жалел, что достопримечательности этих мест не сохранены. Слова доктора о том, что, по мнению экспертов, ни дом, ни храм архитектурной ценности не представляли и тем, что «народу нужны другие ценности», удивили автора. Он даже думал, не пошутил ли тот».
5
Постарайтесь увидеть выразительные средства речи, которые используются в тексте. Предлагаем вариант оформления предложения о выразительных средствах речи: «Для того чтобы выразить своё беспокойство, автор использует в диалоге вопросительные и восклицательные предложения, с помощью которых он пытается убедить главного врача, и одновременно читателей, в том, что отношение людей к этому вопросу неправильное».
6
Не оставляйте без внимания реплики других участников диалога. Подумайте над тем, что можно понять из реплик главного врача. Анализ реплик главного врача может выглядеть так: «Из диалога, который автор использует для выражения точек зрения по поводу проблемы, нам понятно, что его собеседник не жалел о том, что барский дом потерял свой прежний вид, что сохранять храм и пруд необязательно, потому что наступило время других ценностей».
7
Необходимо обращать внимание на конец текста, потому что здесь можно обнаружить мысли для обобщения. Приведём один из примеров формулировки обобщения: «В конце текста автор с грустью вспоминает слова бессмертного писателя Н.В. Гоголя. Скорее всего, для того, чтобы сказать, что неравнодушные люди не могут оставаться в стороне от злободневных проблем. В отличие от обывателей, писатели обеспокоены состоянием духовной жизни людей, в том числе сохранением историко-культурного наследия Родины».
8
Опираясь на точки зрения автора и его собеседника, сформулируйте вывод для комментария. Использовать слова «автор», «собеседник», «главный врач» не надо. Советуем сделать заключение для комментария таким: «Итак, люди по-разному относятся к культурно-историческим ценностям, которые их окружают. Некоторые - равнодушно, потому что считают, что в основе жизни заложены материальные, а не духовные ценности. Есть и такие, которых беспокоит судьба культурных памятников любого масштаба – всероссийского или местного».
Полезный совет
Подводя итоги алгоритма написания комментария для сочинения ЕГЭ, советуем следовать такой логике, и пятибалльный результат будет обеспечен.