Понятие «Новый Завет» условно можно рассматривать в нескольких контекстах, каждый из которых имеет свое сокровенное значение для миллионов людей по всему миру. В частности, можно говорить о Новом Завете во временном, богословском и литературном понимании.
Временной контекст Нового Завета
Под Новым Заветом смело можно понимать определенный период времени, который имел свое начало и продолжается до сих пор. В литературе часто можно встретить выражение «новозаветное время» или «новозаветный период». Какова история возникновения этого времени и кто положил начало Новому Завету?
Новый Завет – время от воплощения (рождения) Господа Иисуса Христа. С пришествием в мир Спасителя для человечества наступила новая эра в отношениях с Богом. Второе лицо Святой Троицы воплотилось и, по словам Евангелия, обитало с нами полное благодати и истины. Таким образом, время Нового завета – это время от момента рождества Христова и до настоящего времени.
Богословский контекст Нового Завета
В христианском богословии важное место отводится Божественному Откровению. Тому, как Бог Сам являет себя человечеству и заключает с ним «завет». Воплощение Христа – центральный момент в истории человечества. В нем Бог является людям, возвещает им свою любовь и волю. Поэтому Новый Завет – это не просто период времени, это Божественное Откровение Бога человечеству.
Литературный контекст Нового Завета
В более узком смысле Новый Завет понимается как вторая часть священной для христиан всего мира книги Библии. Первая часть Священного Писания именуется Ветхим Заветом, а наиболее важная для верующих заветом Новым. При этом корпус Нового Завета состоит из нескольких священных книг, которые написаны разными авторами, все из которых прославляются Церковью как апостолы.
Первые четыре книги Нового Завета – Евангелия, авторами которых являются святые апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В Евангелии повествуется о земной жизни Христа, Его учении, чудесах, указывается на Божественную природу и главную цель пришествия Бога в мир, заключающуюся в спасении человечества.
Апостол Лука является автором и еще одной книги – «Деяния святых апостолов». Она повествует о становлении христианской Церкви. Как становится ясным из названия, она указывает на апостольскую проповедь и распространение благой вести о пришествии в мир Христа.
Большую часть Нового Завета занимают послания святых апостолов. К ним относят семь соборных посланий: два послания первоверховного апостола Петра, три послания евангелиста Иоанна Богослова, по одному посланию от апостолов Иакова и Иуды. Именование «соборные» указывают на «вселенскость» масштаба. Они адресованы не к одной христианской общине, но ко всем верующим вне зависимости от их географического положения.
Особое место в корпусе книг Нового Завета занимают послания святого апостола Павла. Их четырнадцать. Они написаны к разным христианским общинам (общинам, которые географически расположены в разных частях Римской империи). В посланиях даются апостольские наставления на благочестивую жизнь, объясняются основные догматы христианского вероучения.
Заключительной книгой Нового Завета является откровение святого Иоанна Богослова. Это самая таинственная часть всей Библии. Книга, именуемая еще и «Апокалипсисом», является пророческой и сообщает человечеству некоторые данные о конце времен.