Также в переводе с некоторых диалектов слово «казак» означает «страж, защитник».
История возникновения казачества
Казаки очень гордятся своим сословием, они неоднократно пытались ввести в обиход национальность «казак», однако по сей день эта задумка не осуществилась.
Между тем казаки – это изгои, изгнанники. То есть люди, которых хозяева земель прогоняли, не имея возможности их прокормить. В основном это были батраки – крепостные крестьяне. В изгнании среди этих людей выживали самые сильные и смелые. Со временем они сбивались в так называемые ватаги и пытались наладить совместное хозяйство. Так как время 1601-1603 годов было смутное и опасное, ватаги обзаводились оружием, селились вместе и вместе защищали свое поселение. В мирное время они занимались крестьянским трудом, рыболовством, скотоводством, охотой, зарабатывая пропитание.
Селились они в основном около Днепра, Дона и Волги и на берегу моря. Постепенно поселения укрупнялись, становились похожими на небольшие государства, которые были способны защитить себя. Подрастающих детей учили военному ремеслу, так навыки защиты поселения передавались от отца к сыну. Население этих мест росло, и они стали называться казачьими войсками со всеми присущими им признаками: иерархией, дисциплиной, круговой порукой.
Это были вольные люди, которые не работали на помещиков – при желании они нанимались на работу по договору и могли уйти и прийти, когда пожелают.
Постепенно появились отдельные казачьи войска: Запорожская сечь, сибирское казачье войско, терское, яицкое, уральское и другие. В 17 веке казаков как сильных воинов и защитников южных рубежей страны призвали на государственную службу, и они начали получать жалованье.
В начале двадцатого века образовалось одиннадцать самостоятельных казацких округов. Люди в поселениях жили в условиях военной повинности: с восемнадцати лет юношей призывали на службу в казачье войско, и это считалось честью для семьи.
Дух казачества
К тому времени сложились основные принципы, по которым жили казаки и которым они должны были неукоснительно следовать.
Первое, что считалось главным для казака – служение Отечеству и царю.
Детей казаки воспитывали в почитании старшего поколения, в уважении к его опыту и мудрости. Это было отражено в законе. Если казак проявлял неуважение к старшему или ребенку – он строго наказывался.
В семьях это отражалось в бытовом плане и в общении: младшие не могли перебивать старших, не могли первыми начать есть за столом, не имели права перечить старшим.
Честь казака была важнее даже собственной жизни, а служение Отечеству почиталось как высшее благо.
В крови казака – любовь к свободе, воле и независимой ни от кого жизни. Казаки почитали свои законы, однако то, что выходило за их рамки, не бралось в расчет. У них была своя «казачья правда», которой они следовали. Даже в рамки Государства российского ни один император не смог их поместить.
Также один из важнейших принципов казачества – вера в Бога. Они настолько твердо верили в высшую помощь, что она не раз приходила, спасая казачье войско от неминуемой гибели. В истории есть много случаев, когда несколько тысяч казаков противостояли сотням тысяч захватчиков и побеждали с Божьей помощью. Как пример можно привести защиту крепости Азов, когда три тысячи казаков отбили атаку трехсот тысяч турков и крепость не сдали.
Поэтому можно сказать, что дух казачества проявляется в делах, в действиях. А дела опираются на нерушимые столпы: вольную волю, казачью честь, служение Отечеству и веру в Бога.