Окружение, где всегда контролируют
Здесь имеется в виду гиперопека и стремление родителей, или тех, кто их заменяет, прожить жизнь за ребенка, или другими словами — уберечь «кровиночку» от всего-всего страшного. Когда дети таких родителей взрослеют, их преследует постоянное чувство зависимости от другого — мужественного, исправного, всезнающего и т.д. Это когда говорят «он\она моя часть и мое все». Также окружение, где человека постоянно контролировали, становится основой для развития зависимых отношений, потому что личного знания и умения, веры в собственные силы, компетенции практически нет. И дело не в том, что человек чего-то не имеет, или не умеет. Дело в том, что у такой личности устойчиво сформированные убеждения вроде «а для чего?», «а какой в этом смысл?», «я все равно не знаю, не смогу...» Пассивность, отчужденность, депрессивные состояния — это те ощущения, что проживает беспомощный человек. К большому сожалению, беспомощные взрослые воспитывают таких же беспомощных детей.
Окружение, где всегда скулят
Другой источник получения беспомощности — наблюдения за негативным опытом проживания беспомощности другими (как пример — от родителей к детям). Когда человек длительное время наблюдает, или находится в окружении, где ничего нельзя поделать, то формируется стойкое ощущение беспомощности. К примеру: слышали ли вы из своего окружения слова о том, что нет смысла в этой стране что-то менять, или фразы типа «к власти снова придут те же самые?» Так вот — именно такой личный настрой формируется и передается другим, например, когда длительное время люди наблюдают, как любые попытки что-то изменить не имеют результатов. Тогда у них формируется ощущение, что действовать бесполезно (а иногда опасно).
Реальная полоса неудач
Третий способ обрести ощущение устойчивой беспомощности — это долго проживать ряд жизненных неудач и кризисов и не иметь возможности их решить. Другими словами, когда вы попадаете в «черной полосы жизни», и, что бы вы ни делали, все бесполезно. И в дальнейшем формируется стойкое ощущение и убеждение «я не достоин, я ничего не могу поделать, я — бессильный, слабый». Выражение «руки опускаются» - точная характеристика этого состояния. А самая коварная ловушка такого состояния — это то, что негативный опыт в одной ситуации автоматически переносится на другие ситуации. Например, пережив ряд неудач, вам кажется, что впереди нет надежды на улучшение ситуации, ее исправления. И даже когда вы говорите себе, что начнете новую жизнь с понедельника\вторника\нового года, вы снова и снова попадаете на те же колесики. Любая триггерная ситуация (прошлый опыт, что передает привет в будущем) будет стимулировать проживания тех же ощущений и убеждений, которые устойчиво сформировались в прошлом. Наше прошлое формирует наше будущее. Поэтому еще раз напомню, что компетентность (как у ребенка, так и у взрослого) формируется только через личное «я сам, я смогу!» Чувство контроля в жизни — это та базовая вещь, которая необходима для здорового проживания жизни.
Что с этим делать?
Но выученная беспомощность «лечится»! Чем? Наверное, банально было бы сказать «психотерапией», но так — то эффективнее. Однако для того чтобы пойти к психотерапевту, еще надо (и стоит, конечно) сделать усилия. И, возможно, психотерапевт станет заключительным звеном в «лечебном плане» выученной беспомощности. Давайте попробуем сейчас начать план лечения самостоятельно.
Верить
Прежде всего, я хочу сказать каждому из вас: я верю. Имею веру в каждого. Это не пустые слова «текста», это на самом деле те слова, которые я повторяла и буду повторять каждый раз в те моменты, когда в стенах моего кабинета я слышу: «Я не могу. Я не знаю, как». У каждого есть тот положительный опыт действия, достижения целей, успеха, компетентности, который где-то спрятан в глубинах нашей памяти. Когда же вы вспомните и достать с высокой полочки свои положительные «а я знаю, как! Я это уже делал!», то понаблюдайте за собой, что вы замечаете в момент припоминания и проживания этого опыта.
Делать
Если перед вами поставлена сложная и важная задача, с которой, кажется, вы никогда не справитесь, начните делать что-то для выполнения этой задачи. Как говорится, съешьте слона маленькими порциями. Слон большой — это пугает, вселяет ощущение отсутствия контроля с вашей стороны. Задача — вернуть контроль в любой почему. «Вот я уже вижу слона (называем проблему). И сейчас я готов\могу сделать вот что (определите объемы порции). И приступаю к выполнению вот в этот день и время».
Хвалить
Хвалите себя за любые попытки что-то делать. Я знаю, как сложно в ощущении безнадежности делать хоть что-нибудь. Но стоит начать. Все большие дела делаются через маленькие достижения.
Выбрать безопасное окружение
Обычно я говорю о необходимости системы социальной поддержки и связей для человека. Это как подушка безопасности. Это там, где можно безопасно проговорить о своих достижениях. Однако случается и так, когда человек не имеет этой поддержки. Иногда помогает психотерапевт. Но можно и вести дневник достижений. Или письма по итогам (дня, недели, месяца). Попробуйте прописать свой уникальный опыт по достижению цели. Сравните себя тогда и сейчас. Вы увидите разницу!
Придерживаться регулярности
Человеческий мозг, безусловно, гениальный орган. А еще он довольно ленивый. И ему нужно каждый раз напоминать и повторять любое действие, которую хочется закрепить. Следовательно, делать все предыдущие дела нужно не менее трех недель подряд. Новые нейронные связи формируются в течение 21 дня. А они нам необходимы для того, чтобы закреплять новые знания и умения. Также при повторяемости определенного действия нейронные связи укрепляются и образуют сетки памяти. Проще говоря, чем регулярнее мы выполняем положительное действие, тем эффективнее чувствуем себя потом, потому что знаем и чувствуем положительный опыт прошлого.