Младший школьный возраст (6-10 лет) – это наиболее благоприятный период для формирования навыков и качеств, необходимых во взрослой жизни. В частности следует отметить трудовое воспитание детей, потому что ему уделяется слишком мало внимания.

Трудовое воспитание – это специально организованное вовлечение ребёнка в общественно полезные трудовые ситуации (или смоделированные ситуации) с целью выработки общих трудовых навыков.

Направления

Психологическая готовность к труду. Здесь прежде всего речь идёт о произвольности деятельности. В идеале аспект произвольности должен быть полностью сформирован уже к 6-7 годам, когда ребёнок поступает в школу. Одной из самых важных психологических проблем произвольности является умение управлять движениями рук, то есть писать, рисовать и оперировать предметами. Уже в старшем дошкольном возрасте дети должны уметь действовать согласно требованиям или в соответствии со своей целью, уметь планировать и предсказывать результаты собственной деятельности. Этот навык продолжается формироваться и развиваться и в младшем школьном возрасте, когда действия детей должны становиться всё более точными и продуктивными.

Практическая осведомлённость. Дети должны владеть элементарными знаниями о свойствах материалов и возможностях их использования. Этот аспект воспитания благоприятно сказывается на интеллекте ребёнка и на его мышлении (наглядно-образном и наглядно-действенном). Предполагается образование таких личностных качеств, как аккуратность, внимательность и дисциплинированность

Как развивать

В большинстве своем дети развивают трудовые навыки в школе, а именно – на уроках технологии, где их учат навыкам труда, самообслуживания и творческого подхода к решению проблем. Но усилий школьных учителей недостаточно, ведь большая часть трудовых навыков формируется дома.

Дети во взрослой жизни копируют поведение своих родителей. На основании их трудовой деятельности ребёнок получает свои собственные представления о труде и самообслуживании. Если отец мальчика, приходя с работы, сидит перед телевизором и требует от жены выполнения всех его просьб, то мальчик и будет думать, что это абсолютно нормально, что его будущая жена должна быть ему служанкой. Или же, если девочка видит, что мама игнорирует скапливающуюся грязь в квартире, то и в будущем ей будет очень сложно стать примерной хозяйкой. Помните, что большинство моделей поведения идёт из семьи. Демонстрируйте на своём примере навыки работы по дому. Приготовить себе чай с бутербродом способен каждый человек, для этого не нужен обслуживающий персонал. Просто показывайте, что в самообслуживании нет ничего странного.

Даже самые лёгкие задания по дому, ориентированные не только на потребности ребёнка, но и на потребности всей семьи, помогают ему в осознании всей значимости общественно-полезной деятельности. Да, младший школьник вряд ли сможет оказать действительно весомую помощь, но это не значит, что вплоть до подросткового возраста он должен целыми днями заниматься только своими делами. Нет, даже самые незначительные поручения значительно скажутся на его будущей любви к работе. Поручите ему протереть стол, покормить кота, подмести коридор и т.п.

Один из самых действенных способов развития трудовых навыков у младших школьников – это игры. Приобретайте для ребёнка как можно больше игр, связанных с бытовыми делами. Для девочки это может быть игрушечная духовая плита, для мальчика – набор инструментов. Положительно влияют на ребёнка игры, связанные с различными профессиональными ролями: врач, пожарный, ветеринар и т.д. Ко всему прочему, в игре развивается и мотивационная сфера. Ребёнок не только учится каким-то действиям, но и формирует любовь к труду, и, как следствие, высокий уровень мотивации.

Помните, что нужно готовить детей справляться с трудностями взрослой жизни. Учите их бытовым навыкам, развивайте в них осознание необходимости общественно-трудовой деятельности и ответственностьза свои поступки. И тогда взрослый ребёнок скажет вам спасибо!