Одним из самых важных аспектов воспитания является формирование и развитие трудовых навыков. Труд способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию ребенка. В результате данного вида воспитания ребенок осознает значимость общественно-полезной деятельности, необходимость создания плана действий для достижения своей цели, а также формирует полезные для жизни и продуктивной работы качества.
Фундамент всех этих навыков и знаний закладывается еще в дошкольном возрасте. Ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и стремится ее продемонстрировать. Одна важнейших задач трудового воспитания в дошкольном возрасте – это подкрепление трудолюбия с самых ранних его проявлений. Первым признаком можно считать кризис трех лет, когда каждое действие ребенка сопровождается фразой вроде «я сам!» (примерно с 3 лет). Именно с этого периода можно начинать трудовое воспитание.
К 6-7 годам у ребенка должны быть сформированы следующие аспекты трудовой деятельности:
- Осознание цели, составление плана деятельности, адекватного ситуации, и стремление к определенному результату;
- Положительные эмоции при выполнении работы;
- Бережное отношение к используемым орудиям, материалам, имуществу и т.д.;
- Адекватная критика достигнутых результатов.
Способы развития трудовой деятельности
- Наблюдение за взрослыми. Механизм подражания занимает значительное место в воспитании. Родительское поведение является примером, которому ребенок, даже не осознавая это, следует всю свою жизнь. Дети усваивают необходимость общественно-полезной работы, негативное или положительное отношение к труду, ценность результатов чужой и своей работы.
- Художественные приемы. Книги, фильмы и мультики часто стимулируют у детей мотивацию трудиться и быть похожим на любимого героя. Конечно, конкретные навыки в этом способе формируются редко, но мотивация и начало зачастую является самым сложным моментом любой работы. Важно правильно выбирать литературу и передачи, чтобы у крохи был достойный пример для подражания.
- Труд. Развитие навыка невозможно без его использования, следовательно, трудовые действия тоже нужно тренировать на практике. В случае с детьми дошкольного возраста любые действия и ситуации могут моделироваться с помощью игры. Кроме того, ребенку можно давать самые легкие и незначительные бытовые задания. Неважно, насколько нужна эта помощь или насколько хорошо малыш ее выполнит, но сама ваша просьба о помощи в дальнейшем ему очень поможет.
Характер взрослого человека начинает формироваться с самого рождения. Помогайте крохе в усвоении ценности труда, хвалите его за достижения, чтобы в дальнейшем продуктивная деятельность давалась ему с большим удовольствием.