«Школьный невроз» заключается в тревожности и страхе ребенка, связанными с посещением школы или отдельными ситуациями образовательного процесса (ответ у доски, пересказ текста и т.п.).
Причин возникновения школьного невроза может быть множество. Во-первых, индивидуальные особенности школьника: тип темперамента, черты характера. К ним относятся повышенная тревожность, гиперответственность или беспечность, нестандартность мышления и т.д. Причиной может стать недостаточный опыт общения со сверстниками и взрослыми людьми, если ребенок не посещал детский сад.
Еще одним фактором появления школьных страхов является нарушение адаптации ребенка к школьному режиму. Ему трудно привыкнуть к тому, что приходится долго сидеть на месте, что нужно отвечать на вопросы перед всеми одноклассниками и получать за это оценки. Появляется дискомфорт и нежелание посещать занятия.
Иногда случается, что ребенок не испытывает трудности взаимодействия именно со своим учителем: ему кажется, что к нему придираются, ставят оценки ниже, чем у других, отчитывают чаще других и т.д. Но чаще всего причины школьного невроза идут из семьи: если ребенка слишком часто ругают и наказывают, или в семье существуют конфликты между родителями, школьник испытывает постоянное чувство вины и боится разозлить и расстроить родителей. Из-за этого ему страшно получить оценку ниже, чем они ожидают.
Довольно легко заметить первые симптомы школьного невроза, однако довольно часто родители не предпринимают попыток как-либо исправить ситуацию, считая, что это нормально и скоро пройдет. Самый распространенный симптом заключается в том, что ребенок не хочет идти в школу. Он придумывает тысячу причин и отговорок, симулирует болезни или нагревает градусник до высокой температуры. Ребенок со школьным неврозом часто забывает (или намеренно оставляет) школьные принадлежности дома. Приходя со школы, он избегает вопросов о школе и прячет дневники и тетради от глаз родителей, придумывая причины их отсутствия (в школе забыл, учитель на проверку взяла и т.п.). В школе это проявляется в трудностях общения с другими детьми и с учителем, в боязни ответов у доски, повышенным потоотделением и тремором.
Родителям следует обращать внимание на подобные симптомы и своевременно обращаться к специалисту. Чем раньше приступить к лечению, тем меньше проблем в обучении и коммуникации будет у ребенка в дальнейшей жизни!