В чём разница между клинической тревогой ребенка перед школой и его "Я просто не хочу сегодня идти в школу"?
Нужно посмотреть на поведение малыша. Если родители замечают такие признаки, как перегруженность или стресс, то, вероятнее всего, их ребёнок страдает школьным беспокойством. В этом случае дети, также как и взрослые, часто используют фразы типа: "Я просто не могу этого сделать", "Мне никогда не станет лучше", "Всегда будет так, и ничего не изменится"; они видят жизнь только в чёрно-белых тонах.
У детей, которые просто не хотят ходить в школу, проблема связана с мотивацией, и есть другие вещи, которые они предпочитают делать.
Легко ли родителям распознать этот тип беспокойства?
Как правило, беспокойство, особенно беспокойство в школе, ухудшается по понедельникам. Таким детям очень трудно перейти от выходных дней, когда у них много свободного времени и нет расписания, к школьной неделе с её структурой. Поэтому, если у ребёнка есть школьное беспокойство, родители станут замечать, что по утрам в понедельник ребенка особенно сложно собрать в школу. В этом случае, им следует оставаться последовательными, сохранять спокойствие, а также, самое главное, управлять своим собственным беспокойством, чтобы оно не перешло на детей.
Может ли тревога передаться детям от родителей?
Некоторые дети, как и некоторые взрослые, склонны быть более чувствительными, в том числе, они могут легче подаваться беспокойству. Поэтому родители должны помнить о том, какие сигналы они подают своим детям. Например, три вещи, которые не помогают при тревоге, - это уверенность в её отсутствии, отвлечение внимания и избегание.
Могут ли сами родители вызвать беспокойство у ребёнка по поводу школы?
Конечно, или даже укрепить это. Многие родители боятся разговоров с ребенком о том, чем его не удовлетворяет школа. Например, когда родитель встречает ребенка из школы, и видит, что он выглядит грустным, он, естественно, спросит: "Что случилось?" А потом они будут тратить всё время от школы до дома, чтобы обсудить трудности. Но это в корне неверно. Нельзя рассматривать школьный день только в аспекте его трудностей. Нужно обратить внимание ребенка на то, что было же в школе что-то хорошее. Нужно спросить его: "Привет! Как прошёл твой день? Скажи мне, что сегодня было интересного в школе?" А уже затем стоит перейти к тому, в чём были сложности.
Как поговорить со своим ребенком об этом, если не хочется слишком сильно реагировать?
Нужно представить самолёт, который попал в турбулентность. Стюардесса не будет бегать туда-сюда по коридору, обнимая пассажиров и предоставляя им дополнительное печенье, потому что это выглядит очень странно. Любой человек в этой ситуации захочет, чтобы стюардесса была спокойна и собрана, потому что это дает ощущение безопасности.
Родителям также нужно сохранять спокойствие, и, в зависимости от возраста ребёнка, сказать: " Я действительно забочусь о тебе, но хочу, чтобы ты был более уверенным, поэтому когда ты находишься в школе и испытываешь трудности, я хочу, чтобы ты знал, что ты можешь обратиться к своей учительнице".