Закон на стороне потребителя
С точки зрения закона продажа товара в магазине подпадает под понятие публичного договора. Если продавец не смог дать сдачу и заставляет покупателя выходить из магазина, чтобы разменять средства где-нибудь еще, его действия расцениваются, как отказ в предоставлении услуги, что подпадают под действие ст. 426 Гражданского кодекса.
Меж тем, ответ на вопрос – кто прав, а кто виноват при отсутствии сдачи еще в 1993 году дал Минфин России, четко отметив обязанность продавца располагать разменными купюрами и монетами в достаточном размере. В течение всех часов работы касса магазина должна оперативно снабжаться необходимым объемом денежного размена. Поэтому продавцы, заставляющие потребителя искать размен, понуждают его, тем самым, выполнять функции персонала торговой точки.
Порядок действий
Потребитель должен знать, что по закону продавцам запрещено отправлять покупателя разменивать деньги самостоятельно или предлагать дополнительные товары. Работникам сферы услуг, которые подзабыли эти постулаты, можно напомнить о них в книге жалоб и предложений. Как известно, этот документ должен быть расположен на видном месте в уголке покупателя.
Оформляя отзыв на работу продавца следует помнить, что быстрого решения добиться вряд ли удастся. Запись в книге жалоб и предложений служит для фиксации нарушений. Чтобы обезопаситься от «пропажи» документа, лучше заручиться свидетельствами очевидцев, которые видели, что продавец отказывает в продаже товара, и взять их контакты. Далее потребуется направить жалобу в Роспотребнадзор, сотрудниками территориального подразделения которого будет проведена проверка. Копию жалобы следует адресовать в Общество защиты прав потребителей. Последней инстанцией для привлечения к ответственности нарушителей является суд.
Результативной мерой может стать разговор с администратором магазина. Законопослушный менеджер непременно встанет на защиту потребителя и примет меры для скорейшего нахождения разменных средств. Подтолкнуть его к таким действиям позволит четкое понимание потребителем своих прав. Увы, зачастую покупателям по-прежнему следует вначале демонстрировать уровень своей осведомленности в области прав, чтобы получить соответствующее обслуживание.
Эксперты отмечают, что вопросы защиты прав потребителей в данном вопросе служат, скорее, дисциплинирующей мерой для торговых точек. Магазины не заинтересованы в проверках своей деятельности, а то и судебных разбирательствах с заведомо проигрышным итогом, что заставляет их соблюдать права потребителей постоянно.