Что характерно для публичного выступления?
Структура речи публичного выступления сильно отличается от повседневного общения. Кроме того, активно используются не только языковые средства убеждения, но и неязыковые - такие как жесты и мимика. Роль неязыковых средств огромна: они приковывают внимание аудитории и вызывают желание разделить эмоции выступающего. Поскольку цель выступления прежде всего убеждающая, оно характеризуется направленностью на получение от слушателей ответной реакции. Это могут быть и вопросы, и случайные реплики, и одобрительные возгласы.
Публичные выступления чрезвычайно эффективны. Разумеется, авторитет выступающего в глазах аудитории очень важен, однако хороший оратор способен склонить на свою сторону даже недавних оппонентов. Правда, ход и характер публичного выступления нередко зависит от психологического настроя оратора, его веры в собственные силы и в ту информацию, которую он собирается донести до публики.
Методы и приемы
Техника ведения беседы с большой аудиторией сложилась еще в античные времена. До сих пор существуют определенные правила ведения публичных выступлений, которые во многом определяют их эффективность.
Во-первых, речь оратора должна быть подготовлена в соответствии с социальным и образовательным уровнем аудитории, перед которой он намеревается выступать. Речь должна четко структурироваться и быть предельно ясной для публики. Во-вторых, информация должна быть достаточно объективна и полезна для аудитории. В идеале она должна быть еще и правдивой. В-третьих, «небольшая речь минут на сорок» неэффективна. Внимание большого количества людей трудно удерживать долгое время, поэтому длительность монолога следует сократить до 15-20 минут. Если информации много, лучше делать перерывы для озвучивания вопросов, таким образом аудитория отдохнет. В-четвертых, оратор должен выступать достаточно эмоционально. Это не означает избыточную жестикуляцию или движение по всему помещению для выступления. Хороший оратор должен владеть интонационными приемами.
И наконец в-пятых, особое внимание стоит уделить началу и концу выступления. Эти этапы лучше всего запоминаются аудиторией.
Разумеется, эти приемы вариативны – все зависит от культурного уровня и специфики слушателей речи. Существенными факторами являются и цели оратора, и многие другие обстоятельства, вплоть до того, где и при каких условиях происходит публичное выступление – в помещении или на открытом воздухе, в небольшой комнатке или на стадионе, с присутствием вип-персон или только в «своем» кругу.
Видео по теме