Специфика организации сервисной деятельности
Покупая обувь, бытовую технику, сотовый телефон, телевизор, клиент ориентируется не только на критерии «понравилось» и «подходит по цене», но и по бренду. Почему? Потому что у брендовых продуктов развита сервисная деятельность, а это значит, что в случае неисправности владелец этой вещи скорее обратится в сервисный центр за ремонтом, а не пойдет в магазин покупать такой же товар. Естественно, в данном случае вопрос упирается в деньги – ремонт дешевле покупки новой вещи. В России организация сервисной деятельности имеет свои нюансы. Здесь не настолько развиты связь и транспортное сообщение как в Европе, поэтому удаленность сервисного центра от места жительства может иметь решающее значение. Что касается технической грамотности пользователей, она тоже оставляет желать лучшего: большинство неисправностей происходит по вине владельцев вследствие неправильной эксплуатации устройства.
Плюсы и минусы
Есть три основных способа, с помощью которых можно организовать собственный сервисный центр. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Первый и самый логичный способ – целиком строить компанию своими силами. Такая тактика подразумевает существенные финансовые вложения: требуется не только специально оборудованное помещение и необходимый для любого бизнеса персонал (вроде бухгалтера и приемщика). Нужны будут высококвалифицированные специалисты, которым придется платить немаленькую зарплату, потребуется организовать собственное складское хозяйство, где необходим постоянный контроль наличия тех или иных комплектующих. Подобные масштабы могут позволить себе разве что крупные компании.
В противоположность первому, второй способ – это создание аутсорсинговой структуры. Плюс в том, что владелец бизнеса избавлен от головной боли, которую влечет за собой организация складов, набор сотрудников и т.д. Минус – клиенты могут стать клиентами компании-провайдера, минуя аутсорсинговую компанию, да и уровень обслуживания в маленьких предприятиях, как правило, оставляет желать лучшего.
Самый оптимальный способ – создание двухуровневой структуры, состоящей из головного подразделения, которое работает с непосредственными клиентами, и нескольких сервисных мастерских, непосредственно выполняющих ремонт. В подобной структуре головное подразделение нередко занимается в том числе и обучением персонала, а сервисные мастерские, с которыми заключен договор, чувствуют себя относительно стабильно.