Чернобог в понимании древних славян был самым ужасным из божеств, олицетворявшим все мыслимые бедствия и злоключения. Считалось, что он с головы до ног закован в железную броню. Потому и его идол был изготовлен не из традиционного дерева, а из железа. Преисполненное ярости лицо Чернобога внушало людям непреодолимый страх, в руках он держал копье, что символизировало постоянную готовность нанести удар.
Храм Чернобога возвели из черного камня, а перед идолом был установлен жертвенник, на котором всегда дымилась свежая кровь. Зловещий бог постоянно требовал человеческих жертв, которыми, как правило, становились захваченные в сражениях пленники или рабы. В трудные времена для выбора жертвы приходилось бросать жребий среди местных жителей. Несмотря на то что Чернобога боялись и ненавидели, он считался единственным божеством, способным предотвратить наступление войны и другие страшные бедствия.
«Скотий бог» Велес первоначально был вполне безобидным покровителем лесного зверья и домашнего скота. Однако позднее его стали считать грозным повелителем нави – славянского царства мертвых, недаром князь Владимир распорядился поставить его идол на подоле – в нижней части Киева. После принятия христианства Велеса стали отождествлять с Чернобогом. Поскольку его идол мог быть увенчан рогами, а в руке он держал мертвую человеческую голову, авторы христианских трактатов о язычестве считали его непосредственным воплощением дьявола.
Женский лик смерти нашел отражение в образе Мораны. Слово «мора», от которого произошло ее имя, в старославянском языке обозначало «ведьма», а в польском – «кошмар». Считалось, что Морана бесшумно подходит к постели умершего и напевает скорбные песни над его изголовьем. Душа покойника в это время превращается в птицу, носящую имя Дио, которая садится на ближайшее к окну дерево и слушает собственный реквием. Иногда эта птица отождествлялась с самой Мораной.
Поскольку Морана также считалась олицетворением зимы, в начале весны жители городов и сел делали ее соломенные чучела – мары, которые впоследствии сжигали или топили в реки, сопровождая свои действия шуточными проклятиями. Этот обряд символизировал весеннее пробуждение природы, победу солнечного тепла над зимней стужей, жизни над смертью. Иногда Морана отождествлялась с Бабой Ягой, выполнявшей функции привратницы царства мертвых. Такими были славянские божества, которых народное сознание так или иначе связывало с образом смерти.
Храм Чернобога возвели из черного камня, а перед идолом был установлен жертвенник, на котором всегда дымилась свежая кровь. Зловещий бог постоянно требовал человеческих жертв, которыми, как правило, становились захваченные в сражениях пленники или рабы. В трудные времена для выбора жертвы приходилось бросать жребий среди местных жителей. Несмотря на то что Чернобога боялись и ненавидели, он считался единственным божеством, способным предотвратить наступление войны и другие страшные бедствия.
«Скотий бог» Велес первоначально был вполне безобидным покровителем лесного зверья и домашнего скота. Однако позднее его стали считать грозным повелителем нави – славянского царства мертвых, недаром князь Владимир распорядился поставить его идол на подоле – в нижней части Киева. После принятия христианства Велеса стали отождествлять с Чернобогом. Поскольку его идол мог быть увенчан рогами, а в руке он держал мертвую человеческую голову, авторы христианских трактатов о язычестве считали его непосредственным воплощением дьявола.
Женский лик смерти нашел отражение в образе Мораны. Слово «мора», от которого произошло ее имя, в старославянском языке обозначало «ведьма», а в польском – «кошмар». Считалось, что Морана бесшумно подходит к постели умершего и напевает скорбные песни над его изголовьем. Душа покойника в это время превращается в птицу, носящую имя Дио, которая садится на ближайшее к окну дерево и слушает собственный реквием. Иногда эта птица отождествлялась с самой Мораной.
Поскольку Морана также считалась олицетворением зимы, в начале весны жители городов и сел делали ее соломенные чучела – мары, которые впоследствии сжигали или топили в реки, сопровождая свои действия шуточными проклятиями. Этот обряд символизировал весеннее пробуждение природы, победу солнечного тепла над зимней стужей, жизни над смертью. Иногда Морана отождествлялась с Бабой Ягой, выполнявшей функции привратницы царства мертвых. Такими были славянские божества, которых народное сознание так или иначе связывало с образом смерти.
Видео по теме