Инструкция
1
Найти способ запоминания
Каждый человек имеет свой ведущий канал восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический (через движение). Визуал легче запоминает схемы, рисунки, фильмы и т.п. Поэтому именно зрительные образы надо использовать такому ученику при подготовке к экзамену. Если ведущим у ребенка является слух, то ему помогут в подготовке к экзамену аудиокниги и лекции, а также пересказ вслух. Когда ведущий канал кинестетический, то проще всего запоминать материал через движение. Например, можно предложить ребенку писать ответы на экзаменационные вопросы.
Не надо заставлять ребенка готовится к экзамену способом, удобным для родителей. У него может быть совсем иной ведущий канал восприятия. Необходимо обратить внимание ребенка на то, как ему легче запоминать материал. Только он, анализируя свои особенности, четко сможет определить, какая система восприятия у него ведущая.
Каждый человек имеет свой ведущий канал восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический (через движение). Визуал легче запоминает схемы, рисунки, фильмы и т.п. Поэтому именно зрительные образы надо использовать такому ученику при подготовке к экзамену. Если ведущим у ребенка является слух, то ему помогут в подготовке к экзамену аудиокниги и лекции, а также пересказ вслух. Когда ведущий канал кинестетический, то проще всего запоминать материал через движение. Например, можно предложить ребенку писать ответы на экзаменационные вопросы.
Не надо заставлять ребенка готовится к экзамену способом, удобным для родителей. У него может быть совсем иной ведущий канал восприятия. Необходимо обратить внимание ребенка на то, как ему легче запоминать материал. Только он, анализируя свои особенности, четко сможет определить, какая система восприятия у него ведущая.
2
Шпаргалки
Не стоит ругать ребенка за использование шпаргалок. Конечно, не надо позволять брать их с собой на экзамен. Но сами по себе шпаргалки – отличный способ структурировать материал. Помогайте ребенку составлять их. Суть в том, чтобы выделить в материале самое важное и записать это, используя минимальный объем текста.
Не стоит ругать ребенка за использование шпаргалок. Конечно, не надо позволять брать их с собой на экзамен. Но сами по себе шпаргалки – отличный способ структурировать материал. Помогайте ребенку составлять их. Суть в том, чтобы выделить в материале самое важное и записать это, используя минимальный объем текста.
3
Рассказ вслух
Один из самых действенных способов понять и запомнить что-либо – объяснять материал кому-то, кто совсем в нем не понимает. К тому же, проговаривание вслух является более полезным, чем «про себя». Тот, кому объясняют, может задавать уточняющие вопросы. Такие вопросы, а не стандартные из учебника, помогут структурировать материал в голове у ребенка.
Один из самых действенных способов понять и запомнить что-либо – объяснять материал кому-то, кто совсем в нем не понимает. К тому же, проговаривание вслух является более полезным, чем «про себя». Тот, кому объясняют, может задавать уточняющие вопросы. Такие вопросы, а не стандартные из учебника, помогут структурировать материал в голове у ребенка.
4
Умение отдыхать
Научите ребенка правильно отдыхать. Совсем неполезно и неэффективно сидеть за учебниками по 8 часов в день. Обязательно нужны перерывы. Правильный отдых – это смена деятельности, переключение. Если ребенок сидел неподвижно в процессе подготовки к экзамену, то для отдыха ему необходимо подвигаться, а не лежать перед телевизором. Весьма полезными будут прогулки на свежем воздухе и занятия спортом. Физическая активность должна периодически прерывать монотонный процесс учения.
В последний день перед экзаменом не стоит заставлять ребенка сидеть за учебниками. Намного важнее позволить ему хорошо отдохнуть и выспаться. Как говориться, «перед смертью не надышишься». А от перенапряжения ребенок может наоборот забывать нужную информацию.
Научите ребенка правильно отдыхать. Совсем неполезно и неэффективно сидеть за учебниками по 8 часов в день. Обязательно нужны перерывы. Правильный отдых – это смена деятельности, переключение. Если ребенок сидел неподвижно в процессе подготовки к экзамену, то для отдыха ему необходимо подвигаться, а не лежать перед телевизором. Весьма полезными будут прогулки на свежем воздухе и занятия спортом. Физическая активность должна периодически прерывать монотонный процесс учения.
В последний день перед экзаменом не стоит заставлять ребенка сидеть за учебниками. Намного важнее позволить ему хорошо отдохнуть и выспаться. Как говориться, «перед смертью не надышишься». А от перенапряжения ребенок может наоборот забывать нужную информацию.
5
Методы саморегуляции
В процессе подготовки к экзамену ребенок может использовать и методы саморегуляции. Суть таковых заключается в управлении состоянием собственной нервной системы. В процессе подготовки к экзаменам весьма помогут методы концентрации, самовнушения, расслабления и визуализации.
Ребенка необходимо научить методам саморегуляции. Поделитесь с ним тем, как сами расслабляетесь в сложных ситуациях, что помогает вам концентрироваться. Можно также вместе с ребенком визуализировать позитивный исход: во всех деталях представить сам экзамен, успешный его исход и радость от результата. Такую визуализацию можно зарисовать и повесить над столом ребенка.
Можно вместе с ребенком выработать формулу позитивного самовнушения. Например, такие слова: «я все успею, я умею хорошо запоминать, и у меня все получится». Пусть и сам ребенок повторяет формулу, когда накатывает отчаяние или усталость. Родители тоже могут транслировать к нему такое отношение: «у тебя все получиться, ты все выучишь» и т.п.
В процессе подготовки к экзамену ребенок может использовать и методы саморегуляции. Суть таковых заключается в управлении состоянием собственной нервной системы. В процессе подготовки к экзаменам весьма помогут методы концентрации, самовнушения, расслабления и визуализации.
Ребенка необходимо научить методам саморегуляции. Поделитесь с ним тем, как сами расслабляетесь в сложных ситуациях, что помогает вам концентрироваться. Можно также вместе с ребенком визуализировать позитивный исход: во всех деталях представить сам экзамен, успешный его исход и радость от результата. Такую визуализацию можно зарисовать и повесить над столом ребенка.
Можно вместе с ребенком выработать формулу позитивного самовнушения. Например, такие слова: «я все успею, я умею хорошо запоминать, и у меня все получится». Пусть и сам ребенок повторяет формулу, когда накатывает отчаяние или усталость. Родители тоже могут транслировать к нему такое отношение: «у тебя все получиться, ты все выучишь» и т.п.
6
Обряды и ритуалы
Придумайте свои ритуалы и обряды, которые будете проводить вместе с ребенком перед каждым экзаменом. Скорее всего, многие родители помнят студенческий обряд «халява приди», когда в ночь перед экзаменом надо кричать эту фразу из окна, размахивая зачеткой. Такие обряды имеют весомое психологическое значение, хотя и могут казаться глупыми. Ритуалы помогают психологически настроиться на экзамен.
Придумайте свои ритуалы и обряды, которые будете проводить вместе с ребенком перед каждым экзаменом. Скорее всего, многие родители помнят студенческий обряд «халява приди», когда в ночь перед экзаменом надо кричать эту фразу из окна, размахивая зачеткой. Такие обряды имеют весомое психологическое значение, хотя и могут казаться глупыми. Ритуалы помогают психологически настроиться на экзамен.
Полезный совет
Основная помощь родителей заключается в психологической поддержке своего ребенка. Транслируйте уверенность, что вы верите в него. Не надо самим излишне нервничать и из-за этого давить на ребенка. Будьте сами спокойны, тогда и ребенок будет меньше себя накручивать.
Источники:
- Как подготовиться к экзаменам
- Как помочь школьнику лучше усваивать материал