Родом из прошлого



Проблемы в образовании возникли не вдруг. Они были всегда, потому что образование – постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система.

В середине 20 века в России образование вышло на недосягаемую высоту в сравнении с общемировым уровнем. В стране советов удалось повсеместно ввести всеобщее среднее образование. На хорошем счету оказались вузы, выпускающие высококлассных специалистов, которые разъехались по всему миру. Химия, физика и др. науки – российским ученым нигде не было равных.

Однако затем начался период некоего спада, когда страны Запада начали интенсивно развивать и вкладывать финансовые средства в свою систему образования и догнали СССР. На это повлияло положение в стране в целом. Социально-экономические, политические проблемы, изменение идеологии и сознания среднестатистического советского гражданина – все это изменило социальный заказ.
Стоит помнить, что развитие образования и модификация его системы всегда связаны с социальным заказом общества, с тем, какой гражданин должен получиться «на выходе». В середине 20 века – это строитель коммунизма, соответственно, воспитание и образование – с яслей до института - строились под этот заказ.

Сегодня ситуация изменилась коренным образом. С десятилетиями истончился культурный слой российского общества. Та «прослойка» интеллигенции, которая была раньше, истончилась. Появились новые приоритеты – деньги, карьера, личное благосостояние. В зависимости от этого популярность приобретают новые перспективные профессии: программист, юрист и пр. Учителя, врачи, инженеры потеряли свой социальный статус и былое уважение к профессии.

Молодежь, в свою очередь, в полной мере оценила невостребованность в обществе знаний и таланта. Теперь для молодежи уже не являются настолько значимыми семья, общность, взаимопонимание. Общество раскололось, утратилось чувство общинности.

Образование сегодня



С наступление сложных 90-х годов наметилась текучка кадров из школы. В настоящее время можно сказать, что в России полным ходом идет процесс феминизации кадрового состава в школе. Это объясняется относительно невысокой зарплатой педагога и в сравнении с этим высокими требованиями к уровню и качеству работы. Мужчины уходят в более престижные и денежные профессии.

Однако стоит сказать, что, несмотря на все трудности, российское образование постепенно вновь занимает лидирующие позиции в мировом сообществе. Да, старая система развалилась и изжила себя. Зато сегодня учащийся и его родитель вправе выбирать тот тип учебного заведения, который ему ближе. Ранее школа была унифицирована. Образование стало более демократичным, мобильным и вариативным. И в этом его главное преимущество в сравнении со старым подходом.

Постепенно современная российская школа становится более совершенной в плане материально-технической обеспеченности. Во всех учебных заведениях имеются компьютеры с доступом к высокоскоростному интернету. Активно внедряются электронные дневники и журналы, прочие информационные технологии, облегчающие жизнь и работу учителям, ученикам и родителям.
Таким образом, современной школе есть еще куда расти, но уже сейчас заложен хороший фундамент будущего российского общества.