До недавнего времени основным документом в сфере образования был Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013. Он являлся основополагающим документом, регламентирующим одну из основных сфер социально-экономической жизни общества.
В нем были сформулированы основополагающие понятия, структуры, принципы, особенности и условия, касающиеся прав и обязанностей субъектов, вовлеченных в процесс. Он заменил собой два документа, разработанных и принятых в постсоветское время.
Принятый в 2012 году нормативный акт в дальнейшем дорабатывался, в него вносились правки и изменения, статьи пополнялись, дополнялись или исключались. Появление новых методик, способов аттестации, реформирование структуры высшего образования, в конечном счёте, привели к тому, что закон по факту стал не просто устаревшим, а фактически бесполезным в области новшеств.
Причина корректировок была не только в отставании, появлении пробелов и коллизий в образовании, но и в отсутствии своевременного и оперативного вмешательства и исправления ситуации со стороны органов власти и представителей образования.
Основные корректировки были проведены в феврале 2018 года, но затем часть статей обновленного закона вновь была отправлена на доработку. 7 марта вступила в силу окончательная версия «Закона об образовании".
Новый документ охватывает все прорывные, технологически ориентированные изменения, произошедшие с момента вступления в силу первого документа. «Федеральный закон «Об образовании» - нормативный акт, состоящий из 15 глав, включающих 111 статей.
В новом законе прописаны права, гарантии, обязанности учащихся, их представителей, педагогов, учебных заведений, сам процесс обучения, финансирование, положения начального, общего, профессионального образования, возможности получения льгот для малообеспеченных групп населения. Но эти правила установлены на общем уровне и требуют детального дополнения и регулирования отдельными подзаконными актами органов власти или местного самоуправления, указами Министерства образования.
В законе впервые закрепили новые понятия: семейное, дистанционное, вечернее, сетевое, электронное обучение, экстернат. В новом законе появились термины «электронная школа» и «онлайн-уроки». Этими способами могут воспользоваться все граждане, имеющие право на образование. Но индивидуальный график составляется для учащихся только по весомым причинам, не позволяющим получать образование по единой разработанной для всех системе. К ним относятся спортсмены, ученики, перешедшие из других школ с более продвинутой программой обучения, учащиеся, имеющие проблемы со здоровьем, а также обучающиеся в музыкальной школе.
Лицеи и гимназии получили тот же статус, что и иные общеобразовательные школы. Государство отменило существовавшие ранее льготы для детей-сирот, позволявшие поступать в высшее учебное заведение без сдачи экзаменов. Вместо этого в новом законе для данной категории населения прописана возможность бесплатно пройти подготовительные курсы, а также получения социальной стипендии в течение одного года наравне с инвалидами, чернобыльцами, ветеранами боевых действий и прочими лицами, прописанными в законе. Появилась квота для инвалидов при поступлении в размере десяти процентов. Также было выведено из обихода понятие «вторая, третья смены».
Одним из важнейших нововведений стало признание дошкольного образования первоначальным этапом в учебной системе, что существенно повлияло на изменение статуса самих детских садов и детей, их посещающих. Но оно все также считается правом гражданина, а не обязанностью. Представитель несовершеннолетнего ребенка сам решает, использовать это право или нет. Финансирование обучения в дошкольном учреждении ложится на плечи государства, дальнейший образовательный процесс целиком и полностью на родителях или законных представителях.
Дошкольное образование должно быть повсеместным и доступным, так как является важным этапом при получении детьми дальнейшего обучения. Ни детский сад, ни школа не вправе отказать в приеме, это возможно лишь при отсутствии свободных мест.
Термины «верхняя ступень», «этап образования» ушли из нормативного акта в прошлое, в новом документе это значится как «среднее общее образование».
Профобразование, включая послевузовское, также претерпело череду изменений. Подготовку высококвалифицированных кадров отнесли к третьему уровню образования (аспирантура, ординатура и др.). Послевузовское образование трансформировали в подготовку по специализированным программам (аспирантура, ординатура, стажер, ассистент). Докторантуру за рамки образования новый закон вынес, переведя в состав научной деятельности.
Профессиональное образование было разделено на четыре уровня: Среднее, бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка высококвалифицированных кадров.
Федеральный закон в новой версии более социально ориентированный в отличие от предшественника. Он впервые затрагивает вопросы обучения отдельных категорий населения:
· Осужденных;
· Иностранцев, лиц без гражданства;
· Людей с ограниченными возможностями;
· Людей с выдающими способностями.
Отдельно были прописаны особые права, обязанности, льготы и статус педагогов, позволяющие претендовать на досрочный выход на пенсию при непрерывном стаже, увеличении ежегодного отпуска, аттестацию с присуждением более высокой категории, повышение квалификации, соцподдержку.
В законе закреплены моменты, относящиеся к вопросам оплаты труда педагогического состава, приобретение учебных пособий, канцелярских товаров и иных предметов, необходимых для организации учебного процесса.
Для регулирования работы преподавательского персонала будет создан специальный орган исполнительной власти, призванный следить за правомерным и своевременным решением рабочих и социальных вопросов, связанных с осуществлением педагогами и учебными заведениями своей непосредственной деятельности.
Отдельно стоит сказать о популяризации литературы и русского языка не только среди школьников и педагогов, но и всего населения. Проведение тотальных диктантов во всех регионах Российской Федерации ежегодно показывает заинтересованность в данных мероприятиях. Количество желающих проверить свои знания год от года становится все больше.
Из нововведений, которые прогнозируются в этом году, можно отметить создание в регионах специализированных ВУЗов. Их главная цель состоит в удержании специалистов и повышении уровня социально-экономической сферы. Государство планирует значительно повысить стипендии и продолжить выдачи кредита на оплату обучения. Документооборот по процедурам лицензирования и аккредитации планируется перевести в электронный вид.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на международном уровне признан эффективным документом, детально и наиболее полно регулирующим и регламентирующим сферу образования, отображая в своем тексте положения Конституции.